Страх и сила

Культурные аспекты Благой Вести. Часть 3 из 3-х.

Эта составляющая культуры иррациональна по самой своей сути, и потому ей меньше всего уделяется внимания в современном западном богословии. Она предполагает, что за каждым человеком, за каждым правителем, за каждым народом стоят невидимые силы, и статус человека определяется через те духовные начала и власти, с которыми он в контакте. Вот как, к примеру, слуги царя Венадада обосновывали поражение огромного сирийского коалиционного полчища малочисленным войском израильтян: «Бог их есть Бог гор, поэтому они одолели нас; если же мы сразимся с ними на равнине, то верно одолеем их» (3 Царств 20:23).

Ключевой образ в этом измерении – противоборство между различными духовными началами, духовная брань. Высшая цель здесь – власть над невидимым миром. Основной акцент делается на духовной безопасности, а праведность определяется как пребывание в равновесии относительно сфер духовной реальности. Нарушение этого равновесия ведет к порабощению, вплоть до одержимости, когда воля человека оказывается полностью подчинена воле контролирующих его духов. Тот, кто разрушает установленный порядок в духовном мире, навлекает на себя проклятие и, как результат, всевозможные несчастья в мире материальном.

Изначально предназначением человека было владычествовать над всем творением. Но отвернувшись от Бога и послушав лукавого, он утратил эту делегированную ему Создателем власть. В итоге сатана стал «богом» века сего (2 Коринфянам 4:4), подчинившим себе человека. «Ибо, кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Петра 2:19).

Сферой воздействия греха на человека в данном случае является судьба, причем, не только его собственная, но и судьба его семьи и его потомков. Естественная реакция при этом – спрятаться, попытаться утаить прегрешение, подобно тому, как сразу же после грехопадения прародители пытались скрыться «от лица Господа Бога между деревьями рая» (Бытие 3:8). Так, опаздывающий школьник решает вовсе не приходить на урок, дабы не «попасть под раздачу» учительского гнева.

В страхе перед духами злобы поднебесной грешный человек возлагает ложные надежды на амулеты, заклинания, приношения, приметы, знамения, гороскопы, реликвии, обереги, магические формулы – все то, что наш просвещенный век сводит к понятию «суеверие», то есть вера без основания. Но суеверием все это является лишь для тех, кто обрел истинную веру во Христе, и силы тьмы не уже имеют над ними никакой власти. Для прочих же эти страхи так же реальны, как реальны и силы, их порождающие.

В этом измерении результат спасения во Христе – обретение духовной безопасности, освобождение от иррациональных страхов. Иисус выступает как Избавитель, а Его воскресение знаменует победу над сатаной и всеми силами тьмы: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евреям 2:14,15).

«Как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем …Братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских» (Ефесянам 1:19-21, 6:10-11).

Дважды в истории отношений Бога с человечеством Божья сила проявлялась особым образом во множественных чудесах и знамениях. Исход, сопровождавшийся великими чудесами и знамениями (Второзаконие 4:34, 6:22, 7:19, 26:8, 29:3), был не чем иным, как демонстрацией превосходства Божьей силы над духовными властями и начальствами Египта, неспособными противостоять истинному Богу.

Аналогичным образом и апостольское провозглашение Благой Вести с чудесами и знамениями (2 Коринфянам 12:12) свидетельствовало о власти, которой ученики были наделены от Христа:
«Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию» (Деяния 8:18,19).

«Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам». (Деяния 14:11-13).

«Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне» (Деяния 19:18-20).

В этом измерении ключевой категорией является понятие «духовной брани», которое в культуре «одномерного» Евангелия упускается из виду. Тема духовной брани пронизывает весь текст Нового Завета. Вот – лишь несколько наиболее явных указаний:

«Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие» (От Матфея 12:28).

«Бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» (2 Коринфянам 4:4).

«Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Иоанна 3:8).

«Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Ефесянам 6:10-12).

«Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре» (Римлянам 16:20).

Когда церковь игнорирует вопросы духовной власти, многие верующие все еще остаются в плену противника. Добросовестно посещая собрание по воскресеньям, они порой по-прежнему ищут духовной помощи, исцеления или откровения у традиционных целителей, заклинателей, гадателей и ворожей, действующих властью сатаны. Эти люди просто не понимают, какую силу и свободу обрели они во Христе.

С другой стороны, недостаток внимания к провозглашению силы Господней в свете Божьего Слова позволяет шарлатанам создавать под видом церкви Христовой собственные псевдохристианские культы и распространять оккультные методики. Апостол предупреждает: «Из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деяния 20:30).

В этой связи на Церковь возложена двойственная функция. С одной стороны, Церковь – это армия, которая вновь покоряет Небесному Царю захваченные врагом территории. Она – Божий спецназ, освобождающий заложников из сатанинского плена. С другой стороны, Церковь – госпиталь для израненных душ, где получают исцеление и покой все страждущие и обремененные. Когда же этот баланс не выдерживается, люди будут искать исцеления в каком-либо ином месте.

Христос, ссылаясь на древнее пророчество, так определяет Собственную миссию: «Дух Господа на Мне, потому что Он помазал Меня возвещать бедным Радостную Весть. Он послал Меня провозглашать свободу пленникам, прозрение слепым, освободить угнетенных, возвещать год милости Господней» (От Луки 4:18,19, МБО). Мир находится в духовном рабстве, в слепоте, в угнетении. Только получая освобождение (сила), люди могут принять Благую Весть (оправдание) и получить наследие народа Божьего (честь).

Из книги «Основы кросскультурного благовестия»

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин