Предсуществование душ?

Теории о душе. Часть 1 из 3-х

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие 2:7). Мы смело можем делать вид, что в отношении возникновения души первого человека нам все понятно. Но откуда берутся души всех последующих людей? На этот счет имеется множество теорий. 

Так, теория «предсуществования бессмертных душ» утверждает, что души сами по себе автономны и бессмертны, Бог же временно соединяет каждую из них с соответствующим телом при зачатии либо при рождении человека. Непросто сегодня найти богослова, готового поручиться за эту идею. Тем не менее, на уровне «народного богословия» она живуча настолько, что многие верующие немало удивляются, когда узнают, что словосочетание «бессмертная душа» к Библии никакого отношения не имеет. Ну а вне Церкви повсеместно бытует расхожее мнение, что, якобы, жизненная задача христианина – уничижать свое «бренное тело» ради спасения этой самой «бессмертной души». 

Особенно печально слышать, как прибегают к этой идее противники легализации абортов или клонирования человека. Вместо обоснованных нравственных аргументов о крайней греховности убийства невинных младенцев и отношения к личности, как к собственности, они утверждают, что подобные практики создают проблемы Богу. В первом случае у Него остаются лишние невостребованные души, во втором – нехватка душ для создаваемых манипуляционными методами тел. Некоторые даже утверждают, что у человеческого клона вообще не может быть души. Но отошлем сторонников последнего тезиса обсудить его с какой-либо парой однояйцовых близнецов, приходящихся друг другу естественными клонами. Мы не в состоянии создать Богу какой-либо проблемы, сверх той, что Он создал Себе Сам, сотворив нас с вами. Однако всеведущий Создатель ведал и то, на что шел, и то, какую Цену придется Ему за это заплатить.

Теория предсуществования бессмертных душ восходит к учению Платона. Она отвергнута Церковью как еретическая еще в первые века христианства вместе с прочими доктринами гностиков, ее исповедовавших. Сама идея бессмертной души противоречит Писанию. Человек – творенье Божье. Бог вечен, Он пребывает вне времени. Он – Создатель всего, и времени в том числе. Все, что сотворено, не имеет собственного независимого бытия. Писание однозначно утверждает: бессмертен Один лишь Бог: «Блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующий, единый имеющий бессмертие» (1 Тимофею 6:15,16). 

Человек же сам по себе этим атрибутом не обладает. Он обретает бессмертие, лишь находясь в единении со своим Творцом как источником бессмертия. Это отчасти подобно цветку. Пока он в единении с животворящим его корнем, он и сам жив, растет и развивался. Будучи же сорван, отделен от корня, цветок некоторое время еще производит впечатление живого, но на самом деле с этого момента он начинает умирать. 

Представление о смерти или погибели души имеет библейское обоснование. «Да умрет душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как их!» (Числа 23:10); «Бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (От Матфея 10:28). Потому-то погибающая душа и нуждается в спасении, достичь которого можно лишь путем восстановления отношений с Создателем через веру:

«Истаевает душа моя о спасении Твоем; уповаю на слово Твое» (Псалтирь 118:81); 

«Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души» (Евреям 10:39);

«Достигая наконец верою вашею спасения душ» (1 Петра 1:9).

Вопрос лишь в том, что в этих текстах подразумевается под душой. Ведь чаще всего это слово выступает как синекдоха (иносказательное представление целого его частью) понятия «человек» (см. Бытие 46:26, 1 Петра 3:20 и проч.)

С другой стороны, попытка совместить с Библейским учением идею предсуществования в идеальном духовном мире «бессмертной души», которую Бог потом соединяет с «грешным телом», порождает серьезную богословскую проблему. Душа эта тоже изначально греховна, или же становится греховной при соединении с телом? В первом случае на Боге лежит ответственность за сотворение душ грешными, во втором – за их совращение телом. 

Но проблема эта – мнимая. Выражение «спасение бессмертной души» пришло в обиход наших современников не из Библии, а из языческих идей, подразумевавших под спасением души ее освобождение от тела. Сама по себе всякая «душа» (то есть человек) смертна. 

Спасенные «души» (люди) бессмертны не потому, что избавились от тел, а потому что во Христе вновь приобщились к Богу – Источнику бессмертия. 

Писание проясняет это, говоря о двух смертях и двух воскресениях:

- На первую смерть мы все обречены, умерев духовно (то есть, отпав от Бога) в Адаме. Как следствие, мы умираем физически подобно оторванному от корня цветку. «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Римлянам 5:20); «В Адаме все умирают» (1 Коринфянам 15:22). Первая смерть сохраняет свою власть, пока не уничтожен этот мир. «Что с человеком ни делай, он упорно ползет на кладбище» ©.

- Под первым воскресением подразумевается «рождение свыше» через веру во Христа. «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти» (Откровение 20:6).

- Второе воскресение – это всеобщее воскресение во Второе Пришествие Христово «вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными» (1 Коринфянам 15:52). Обратите внимание на слово «нетленными», употребление которого не имело бы смысла, если бы речь шла исключительно о душе.

- Вторая смерть – это вечная погибель, ожидающая всех, кто не пережил первого воскресения. «И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откровение 20:14,15). Для ее участников второе воскресение станет как первым, так и последним, потому что возможности покаяния уже не будет. 

Вот что говорит Господь о втором воскресении и второй смерти: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира … Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (От Матфея 25:31-34,41).

Как-то раз я видел объявление: «Делаем ремонт быстро, качественно, дешево. Выберите два варианта из трех». Писание предоставляет нам четыре варианта, из которых первая смерть и второе воскресение неизбежны: «человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евреям 9:27). Из имеющихся опций эти две – безальтернативны. Но во власти человека выбрать между первым воскресением и второй смертью: либо, ожив однажды, умереть дважды, либо, умерев однажды, ожить дважды. Принимая Христа, мы становимся соучастниками первого воскресения, и вторая смерть утрачивает свою власть над нами. 

Без Бога человек («адам» по-еврейски) обречен: «Возвратишься в землю (по-еврейски – «адама»), из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Бытие 3:19). Эта параллель хорошо прослеживается на латыни, где «humanus» значит «человек», а «humus» – «земля». Вплоть до эпохи Просвещения она носила оттенок не первенства человека в мироздании, а его бренную ограниченность, ничтожество перед лицом вечности. 

Смертный человек обретает бессмертие лишь в новой жизни во Христе Иисусе: «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою» (1 Коринфянам 15:53-54).

Не будем забывать: истинно библейская дихотомия заключается не в автономии души и тела, но в различении между категориями «святость» и «грех». А это, в свою очередь, сопряжено с другой дихотомией – между понятиями «слава» и «погибель». Слава была изначально уготована человеку по замыслу Создателя. Погибель стала результатом отвержения этой славы. Таким образом, спасение по благодати через веру не сводится к одному лишь избавлению от погибели. Оно представляет собой восстановление человека в его первозданной славе путем примирения с Богом через Сына Его Иисуса Христа. 

Продолжение следует.

Из книги «По образу и подобию»

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин