Секрет успеха

Один переводчик рассказывал, как некий предприимчивый делец пригласил его для встречи с потенциальными инвесторами из Японии. Набивая себе цену, бизнесмен из кожи лез вон, чтобы продемонстрировать предполагаемым партнерам, насколько успешнее он прочих рыночных игроков. Красочно и в деталях описывая, как ловко удается ему обставлять доверчивых клиентов, он всякий раз с гордостью приговаривал: «В большой семье клювом не щелкают!». И как переводчик ни старался сгладить ситуацию, гости были в полном недоумении. Они не могли понять, о чем идет речь. Дело было даже не в том, что в их восточной культуре высшей ценностью при ведении бизнеса являются доверительные партнерские отношения, а не агрессивная конкуренция, и добродетелью считается не умение облапошить простачка, а готовность помочь тому, кто оказался в затруднительном положении. Просто семья в их понимании – это святыня, зона наибольшей безопасности. Это сфера, в которой в принципе немыслимо ожидать подвоха от кого-либо. Где же еще, спрашивается, «щелкать клювом», если не в кругу семьи, где никому в голову не придет злоупотребить твоими слабостями?

Церковь – это семья. Потому-то мирское представление об успехе радикальным образом отличается от критериев, предъявляемых к Божьим служителям. Мир навязывает нам коммерческий слоган: «Успех – от слова “успеть”! Лови момент! Бери все, что возможно, здесь и сейчас! Не думай о том, что после!». Но мы-то понимаем, что «здесь и сейчас» – это все, что мир способен предложить. Это – все, есть у мира! «Всегда» – не в его власти. Как говорил великий философ и ученый Блез Паскаль (1623 – 1662), лишь глупец променяет то, чего невозможно потерять, на то, чего невозможно удержать.

Мир, искаженный грехом, оказался в рабстве тления (Римлянам 8:21). Распаду в нем подвержены не только природа, нравственность или отношения между людьми. Даже язык деградирует, вынося за скобки понятие греха. И речь идет не только о замещении терминов, означающих грех, нейтральными эвфемизмами типа «путана» вместо «блудница», или не «убийца», а «киллер» (звучит, как профессия, – прямо хоть в послужной список заноси!). Происходит девальвация значений самих слов. Многие слова, имевшие какую-либо нравственную окраску – будь то положительную или отрицательную – со временем теряют ее, лишая нас чуткости в различении греха и праведности.

Так, слово «прелесть», изначально означавшее соблазн, нечто, чем можно прельститься, теперь означает не более, чем эстетическое наслаждение. «Какая прелесть!», – говорим мы, любуясь красотой природы. Но тем же словом, не видя подвоха, мы описываем и объекты вожделения – сексуального или просто потребительского. И в том же смысле эстетического или эмоционального довольства мы употребляем сегодня слово «благодать», ранее означавшее незаслуженный дар Божьей милости.

Подобной деградации подверглось и слово «успех». Будучи родственным таким понятиям, как «спеть», «спелость», «успеваемость», со временем оно стало означать спешку, скороспелость, хотя народная мудрость и противостояла такой трансформации: «Поспешишь – людей насмешишь». А со временем на первый план стало выходить еще одно его значение: «преуспевание» стало означать не достижение зрелости, а материальное процветание, богатство.

Но не будем забывать: изначальное значение слова «успех» – достижение спелости. Так, в тексте От Луки 2:52, где речь идет о том, что Иисус взрослел, церковнославянский (староболгарский) перевод гласил «И Iс же спѣаше прѣмоудростие и тѣлъмь». Вторил ему и Синодальный перевод: «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте». Современные же переводы для адекватной передачи значения текста вынуждены подыскивать иные эквиваленты: «Иисус взрослел и становился мудрее» (МБО), «Иисус рос, и вместе с годами возрастала Его мудрость» (РБО). 

Если, однако, задаться вопросом, кого из библейских персонажей наиболее явно называет успешным само Писание, ответ на первый взгляд может показаться неожиданным. Это будет Иосиф, сын Иакова. Причем, с преуспеванием Иосифа связывается не триумфальное управление Египтом, а предшествовавший ему период злоключений, когда родные братья сперва хотели убить его, но, «пожалев», бросили одного умирать во рву, а затем передумали и продали его в рабы врагам-измаильтянам, впоследствии перепродавшим его в языческий Египет. Там, поначалу неплохо, казалось бы, устроившись домоправителем у вельможи Потифара, он по ложному обвинению был несправедливо и бессрочно брошен в темницу, где несколько лет тщетно ждал обещанной одним из царедворцев помощи. 

Именно время испытаний Иосифа Писание представляет, как историю успеха, указывая на основную причину его успешности – Господь был с Иосифом: «И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина. И увидел господин его, что Господь с ним и что всему, что он делает, Господь в руках его дает успех» (Бытие 39:2,3).

«И Господь был с Иосифом, и простер к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы… Начальник темницы и не смотрел ни за чем, что было у него в руках, потому что Господь был с Иосифом, и во всем, что он делал, Господь давал успех» (Бытие 39:21,23).

Лишь впоследствии, как результат этого, «сказал фараон Иосифу: … ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя… вот, я поставляю тебя над всею землею Египетскою» (Бытие 41:39-41). История Иосифа – история успеха, поспевания, достижения зрелости, и основанием для этого служит его верность Господу.

Но зрелость требует времени. Никакой плод не спеет мгновенно. От продажи Иосифа в рабство до его руководства Египтом проходит долгих 13 лет испытаний (ср. Бытие 37:2, 41:46). Формирование Моисея как народного лидера занимает 80 лет «магистерской программы» – сперва 40 лет теории в царском дворце, где «научен был Моисей всей мудрости Египетской» (Деяния 7:22), а после еще 40 лет практики в пустыне, когда он «пас овец у Иофора, тестя своего» (Исход 3:1). От обращения «теоретически подкованного» апостола Павла ко Христу до его готовности отправиться на миссионерское поприще проходит не менее семнадцати лет, включая три года изгнания в Дамаске (Галатам 1:18) и четырнадцать – в Антиохии под началом старшего наставника Варнавы (Деяния 11:25, Галатам 2:1). Даже Иисус провел около тридцати лет в повиновении у своих родителей прежде, чем некоторые стали называть Его Учителем (От Луки 2:51, 3:23). 

Успех требует упорства, терпения и верности. Это – то, к чему призывает Господь Свой народ: «Соблюдайте же слова завета сего и исполняйте их, чтобы вам иметь успех во всем, что ни будете делать» (Второзаконие 29:9). 

В этом апостол наставляет Церковь Божью: «И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере» (Филиппийцам 1:25). 

В этом увещевает он и своего ученика Тимофея «Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением… О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден» (1 Тимофею 4:12-15).

В конечном же итоге всякий духовный успех – плод Божьего действия в Своем народе: «Его божественная сила дала нам все необходимое для жизни и благочестия через познание Бога, призвавшего нас Своей собственной славой и добродетелью. Благодаря им Он дал нам самые великие и драгоценные обещания, чтобы через них вы стали причастны божественной природе и избежали растления мирскими страстями. Поэтому приложите все старания, чтобы дополнить вашу веру добродетелью, добродетель – знанием, знание – умением владеть собой, умение владеть собой – стойкостью, стойкость – благочестием, благочестие – братолюбием, братолюбие – любовью. Если в вас есть эти качества и если они умножаются, то ваше познание Господа нашего Иисуса Христа уже не будет бесполезным и бесплодным» (2 Петра 1:3-8 МБО) – «вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа» (РСП).

«Домостроительство благодати. Библейские принципы церковного руководства» (готовится к изданию).

* * *

БОНУС - видео: Эндрю Ллойд Уэббер, "Иосиф и разноцветные одежды"

Делайте со мной что хотите - ненавидьте или смейтесь
Затмите мой день, мучьте ночью
Присвойте мне номер вместо имени
Забудьте меня, обреките на распад.

Я не имею значения, я лишь человек
Уничтожьте и выбросьте меня
Если бы мне была важна моя жизнь
Я бы спросил - буду жить или умру?

Но ответ - за пределами этого мира
Затворите все двери, скройте всех, кого я люблю
Дети Израиля никогда не одиноки
Поскольку нам обещана собственная земля.

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин