Этическая логика пафоса

Иисус сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь» (От Иоанна 14:6). Путь, истина и жизнь – три нераздельных измерения Христова служения на земле, когда Сын, по сути, стал Телом Отца – был Творцом, вошедшим в Свое творение. Эти три категории (путь, истина и жизнь) должны быть и измерениями служения Церкви – водимого Святым Духом Тела Сына. В этих же понятиях должны характеризоваться и служители народа Божьего.

Можно проследить, как Павел прилагает эти три понятия к своему верному ученику, молодому христианскому служителю Тимофею: «Старайся представить себя Богу достойным (Путь), делателем неукоризненным (Жизнь), верно преподающим слово истины (Истина)» (2 Тимофею 2:15). Нетрудно при этом заметить, что в отношении человека библейским категориям пути, истины и жизни соответствуют ключевые представления античного мира о добродетелях лидера – «этос», «логос» и «пафос». 

ПУТЬ. С этой категорией соотносится понятие «этос», по-гречески означающее нрав, характер, натуру, обычай, привычку. Апостол предупреждает: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы [этхэ, мн.ч. от «этос»]» (1 Коринфянам 15:33). 

Псалмопевец Давид вопрошает: «Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем; кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего, тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет; кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек» (Псалмы 14:1-5). Соломон, сын Давидов, вторит своему отцу: «Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников, потому что праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней» (Притчи 2:20,21).

В непосредственном наставлении Тимофею относительно церковного домостроительства Павел пишет, что руководителем в церкви должен быть человек ανεπίλημπτον (анэпИлэмптон – безупречный, непорочный, безукоризненный, не дающий повода к осуждению) и поясняет, какие именно характеристики подразумеваются под этим: «Руководителем должен быть человек, которого не за что осудить: муж одной жены, воздержанный, благоразумный, порядочный, гостеприимный, хороший учитель, не склонный к пьянству, не драчун, но мягкий в обращении с людьми, не задиристый и не имеющий любви к деньгам. Он должен хорошо управлять своей семьей, иметь послушных и уважающих его детей. Ведь если кто-либо не может справиться со своей семьей, то как он сможет заботиться о церкви Божьей? Руководителя не следует выбирать из новообращенных: такой человек может возгордиться, и тогда он будет осужден так же, как был осужден и дьявол. О нем должны хорошо отзываться неверующие, чтобы ему не вызвать упреков и не попасть в ловушку дьявола» (1 Тимофею 3:2-7 МБО).

Подводя краткий итог нравственным требованиям, предъявляемым к служителю, апостол призывает ученика: «Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тимофею 4:12).

ЖИЗНЬ. Эта категория в отношении человека соотносится с древнегреческим понятием «пафос» – рвение, стремление, воодушевление. Под ним подразумевается страстная целеустремленность, отсутствие каковой называется «апатия» (буквально – беспафосность). Понятие это включает небезразличное отношение к своему делу, постоянное осознание ответственности за происходящее. Именно к этому призывает Тимофея апостол: «Не неради о пребывающем в тебе даровании» (1 Тимофею 4:14).

В Библии, как в Ветхом, так и в Новом заветах, наиболее близким к этому понятию является слово «ревность». Но не в значении соревнования с кем-то (в спорте, в работе, в любовных отношениях), которое порождает лишь гордыню или уныние. Речь идет не об обусловленной обстоятельствами «ревности к», а о безусловной «ревности о», подразумевающей пыл, рвение, усердие:

«Так говорит Господь Саваоф: возревновал Я о Сионе ревностью великою, и с великим гневом возревновал Я о нем» (Захария 8:2).

«Я знаю усердие ваше… и ревность ваша поощрила многих… Я ревную о вас ревностью Божиею» (2 Коринфянам 9:2, 11:2).

Епафрас «имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе» (Колоссянам 4:13).

Но стоит помнить, что безотносительно к понятиям «этос» и «логос», ревностность о чем-либо может быть не только благом. Именно об этом Павел предупреждает сбившихся с Пути и уклонившихся от Истины учеников Галатии: «Эти люди ревниво стараются перетянуть вас на свою сторону, но к добру это не приведет. Они лишь хотят оторвать вас от нас, чтобы вы стали их ревностными приверженцами. Хорошо всегда быть ревностным в достижении хорошей цели» (Галатам 4:17,18, МБО). Впавших в апатию христиан Лаодикии («не горяч и не холоден» – Откровение 3:16) Господь призывает: «Будь ревностен и покайся» (Откровение 3:19).

ИСТИНА соответствует древнегреческому понятию «логос», означающему слово, учение. Именно к этой категории относится все, связанное со здравым вероучением и познанием Божьей воли. Павел заповедует своему ученику: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тимофею 4:16). «Пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тимофею 3:14-17).

Как видно из последнего текста, категория Истины («логос») является основанием и для верного Пути («этос»), и для целеустремленной Жизни («пафос»). Но и она сама по себе бесплодна! Подлинная вера не сводится к одному лишь вероучению. Ведь, как известно, «и бесы веруют, и трепещут» (Иакова 2:19). Бесы владеют информацией о Боге больше кого бы то ни было, но это никак не сказывается на их существовании. Знать волю Божью недостаточно. Нужно стремиться исполнять ее, целенаправленно возрастая «в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Петра 3:18). Только гармоничная совокупность, синергия всех трех категорий – этоса, логоса и пафоса, – пути, истины и жизни, – будет характеристикой подлинного пастыря Божьего народа.

«Домостроительство благодати. Библейские принципы церковного руководства» (готовится к изданию).

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин