Кроткое лидерство

Одним из понятий, употребляемых в Писании по отношению к церковным служителям, является προΐστημι (проЭстЭми), означающее становиться спереди, направлять, вести за собой. Подлинный пастырь идет впереди отары вовсе не затем, чтобы придать себе важности или подчеркнуть значимость своего положения. Место спереди наиболее чревато неожиданностями, и он готов первый столкнуться с опасностью, принять ее на себя. Идя впереди, он и разведывает наиболее безопасный путь, и ведет им своих подопечных. 

Апостол Павел указывает на эту диаконию (служение) в церкви, как на особый дар Святого Духа (Римлянам 12:8), и призывает оказывать особое уважение «предстоятелям» или «начальствующим» – тем, кто служит Церкви этим даром: «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе» (1 Фессалоникийцам 5:12). «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тимофею 5:17).

Именно это значение исходно было основным у понятия «лидировать». Оно происходит от английского to lead, что значит вести, руководить, возглавлять, направлять. Лидер – это тот, кто направляет, за кем идут. Является ли тот или иной человек лидером, определяется не его званием или положением, не наличием у него соответствующих дипломов и лицензий, а всего лишь одним: есть ли у него последователи, или нет? У кого есть последователи – тот и лидер.

По большому счету, лидером является всякий, кто оказывает какое-либо влияние на других. Только способы влияния в миру и в церкви различны. В миру, пораженном грехом, «влиять» означает «подчинять». В Теле же Христовом, в котором восстанавливается изначальный Божий замысел о человеке, «влиять» значит «подчиняться». 

Апостол пишет: «Исполняйтесь Духом … повинуясь друг другу в страхе Божием» (Ефесянам 5:18-21). Буквально слово υποτασσόμενοι (гюпотассОмэной), переводимое как «повинуясь» или «подчиняясь», значит «помещая себя ниже», «предоставляя себя к услугам», «позволяя себя использовать». В античное время оно имело несколько смысловых оттенков. Как военный термин оно означало поступить в распоряжение командира, или же – подстроиться «в ногу» с марширующей колонной. В бытовом же употреблении оно значило добровольно соглашаться, сотрудничать, разделять ответственность, брать на себя чужое бремя. По сути, Павел говорит о том же самом, призывая нас: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Галатам 6:2).

Каждый из нас, в некотором смысле – лидер. В той или иной степени все мы влияем друг на друга. Только во Христе влияние это определяется не тем, насколько мы подчиняем других себе, а тем, насколько подчиняем себя их интересам в соответствии с апостольской заповедью «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1 Коринфянам 10:24). И в послании к Ефесянам Павел, раскрывая тайну домостроительства благодати (3:2,9), далее (5:22-6:9) наставляет нас, как именно должно реализовываться это «уже» всеобщее подчинение друг другу в контексте «еще» определяемых влиянием греха отношений между мужьями и женами, родителями и детьми, начальниками и работниками.

Иисус учил: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (От Матфея 5:5). Но в мирском понимании, где все стремятся манипулировать друг другом, «кроткий» воспринимается как мягкотелый, безвольный, немощный. Исходное же значение этого понятия – укрощенный, прирученный, сдержанный. Не тот, кто слаб, а кто способен контролировать свою силу. Обладая божественной силой, Господь говорил: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (От Матфея 11:29). «Когда Его оскорбляли, Он не отвечал оскорблениями; страдая, Он не угрожал, но полностью доверял Себя тому, Кто судит справедливо» (1 Петра 2:23 МБО).

Кротость – это сила под контролем. Безвольные или бессильные не нуждаются в укрощении. Лишь смиренно уподобляясь Христу, нашему Пастыреначальнику и высшему примеру диаконии, мы в полной мере становимся соучастниками домостроительства благодати – пастырями по сердцу Божьему, пасущими с знанием и благоразумием (Иеремия 3:15). 

«Домостроительство благодати. Библейские принципы церковного руководства» (готовится к изданию).

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин