Овчары или овчарки?

Пресвитер иерусалимской церкви Иуда бен Иосиф, говоря о тех, кто «утучняют сами себя» (Иуды 1:12), подразумевал ветхозаветное пророчество о пастырях Божьего народа (Иезекииль 34:1-31). Слово ποιμαίνοντες, (поймАйнонтэс), переведенное как «утучняют», буквально означает «пасущие». То есть это те, кто «пасут» (кормят, оберегают) самих себя, заботятся лишь о себе.

Бог у пророка представлен, как Господин паствы и Хозяин овцам, а служители Божьего народа – как подотчетные Ему пастыри. Господь милосерден и справедлив к овцам Своей паствы. Он сурово взыщет с пастырей неверных – тех, что заботятся о себе, а не о стаде. Ибо для паствы они – Его представители. По тому, каковы пастыри, познается и каков Господин паствы.

Недаром пастыри народа Божьего – сквозной образ всего Писания. Более того, многие из них получали должную квалификацию, будучи пастырями не только в переносном, но даже в прямом значении:

Авраам имел «мелкий и крупный скот и шатры» (Бытие 13:5);

Иосиф «пас скот вместе с братьями своими» (Бытие 37:2);

Моисей «пас овец у Иофора, тестя своего» (Исход 3:1);

Давида Бог призвал «от дворов овчих и от доящих привел его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Свое, Израиля. И он пас их в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их» (Псалмы 77:70-72).

Кроме того, Иисус Навин был поставлен, «чтобы не осталось общество Господне, как овцы, у которых нет пастыря» (Числа 27:17). И о Христе пророчествовалось, что «как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных» (Исаия 40:11).

В полном соответствии с ветхозаветными мессианскими пророчествами Иисус в Новом Завете представлен не только как Агнец Божий, но и как Пастырь добрый и великий:

«Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец… и знаю Моих, и Мои знают Меня» (От Иоанна 10:11,14);

«Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса» (К Евреям 13:20);

«Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод» (Откровение 7:17).

Подобным образом и о лидерах Божьего народа было предречено: «Дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием» (Иеремия 3:15). Апостолы, – и Петр, и Павел, – назидают руководителей Христовой церкви как тех, в ком исполнилось это пророчество:

«Пастырей ваших умоляю я, сопастырь: …пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Петра 5:1-4).

«Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога» (Деяния 20:28).

Пастырь – слуга овцам. Забота о них – его предназначение. Он существует ради их блага, а не овцы – ради благосостояния пастыря. Он ведет их за собой, а не понукает и не помыкает ими. Домостроителю Божьей благодати надлежит быть пастухом, а не погонщиком; овчаром, а не овчаркой. Лишь тогда он – пастырь по сердцу Божьему, «и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его» (От Иоанна 10:3-4).

«Домостроительство благодати. Библейские принципы церковного руководства» (готовится к изданию).

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин