Тело уготовил мне

В соответствии с хронологией книги Бытия, человек – не первое из творений, обладающих высокоорганизованным биологическим телом, соответствующим современному понятию «организм». Рыбы и птицы были сотворены в предыдущий день, а сухопутные существа в один с ним день, но несколько ранее: «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной … И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так» (Бытие 1:20,24)

Еврейское слово «шарац», переведенное здесь как «произведет», буквально означает «толпиться», «роиться», «кишеть». То есть дословно можно было бы перевести «да воскишит вода», «да воскишит земля». Следуя Божьему слову, вода и земля произвели все множество одушевленных существ по роду их. В то время как дарвинисты продвигают идею эволюционного древа, согласно которой все виды живых организмов произошли от одного предполагаемого предка, Писание говорит о возникновении целого «леса», в котором каждый сотворенный род – отдельное дерево, причем произрастающее не из одного, а сразу из множества корней-предков.

Сотворение человека описывается совершенно иным образом. Оно обозначено принципиально другим словом «яцар», имеющим значение «придавать вид», «формировать», «лепить», «ваять», подобно тому, как это делает гончар или скульптор: «И создал (яцар) Господь Бог человека (адам) из праха земного (адама), и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие 2:7). В этом описании необходимо отметить три принципиальных момента:

1) Тело человека совершенно однозначно не создается из существовавшей ранее живой материи. Некоторые из желающих совместить теорию эволюции с Библией утверждают, что «прах земной» – это возникшие эволюционным путем бездуховные приматы, одного из которых Бог впоследствии, отловив, одарил Своим Духом. Но, поскольку животные изначально были сотворены одушевленными, в этом случае человек не «стал» бы, а «продолжил быть» бы «душею живою». К тому же впоследствии человеку было сказано: «Прах ты и в прах возвратишься» (Бытие 3:9). То, что мертвое тело, разлагаясь, распадается на составляющие земной прах элементы, – общеизвестно. А вот чтобы, умирая, человек превращался в живую обезьяну, такого наблюдать еще никому не доводилось.

2) Тела животных создаются по слову Божьему опосредованно: «да произведет вода», «да произведет земля». «Ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» (Псалмы 32:9). Но над созданием тела человека Бог трудится лично. Столь важную задачу Он не «делегирует» кому-либо в Своем творении, а Сам ваяет его, подобно художнику.

3) Тела животных создаются массово, «по роду их». Тело человека – «индпошив», уникальный образец, исходно созданный в единственном экземпляре.

Таким образом, тело человека было сформировано Богом буквально из земного праха, индивидуально и непосредственно: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли» (Деяния 17:26). Результат этого очевиден и однозначно подтверждается данными генетики. Два человека с разных концов земли, относящиеся к любым расам, народам и местам проживания, ближе друг к другу генетически, чем две особи из одной и той же обезьяньей стаи. И это не удивительно: обезьяны были созданы сразу в больших количествах по роду их; у любой из них – множество первопредков. Мы же все произошли от одного первого человека.

Наконец, в очередной раз стоит подчеркнуть, что тело человека является удивительным творением Божьим и само в себе не содержит чего-либо предосудительного. Бог – совершенный Творец. Он не создает чего-либо недостойного. Как и все первозданное творение, тело подпадает под божественный вердикт: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Бытие 1:31). Греховным является лишь использование тела не в соответствии с волей Создателя. Нарушающий ее – враг собственного тела. «Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1 Коринфянам 6:13,18).

Тело – неотъемлемая часть сущности человека. Сам Бог пришел в этот мир, воплотившись в теле. Находясь в теле, Христос говорил ученикам: «видевший Меня видел Отца» (От Иоанна 14:9). В теле Он воскрес из мертвых, вознесся на небо и пребывает одесную Отца. В теле и мы, воскресши, «восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фессалоникийцам 4:17).

«По образу и подобию»​

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин