Первые служители

Во многих изданиях Библии начало шестой главы книги Деяний предваряется редакторским подзаголовком «избрание первых диаконов». Если в понятие «диакон» вкладывать его библейское значение («служитель»), то такое пояснение вполне уместно. Но сегодня греческие слова «диакон», «пресвитер», «епископ» устойчиво ассоциируются с традиционными чинами церковной иерархии. По умолчанию предполагается что тот, кто носит звание «епископ», занимает в церкви наивысшее и самое почетное положение, дьякон же – тот, кто не дотягивает даже до пресвитера.

Благодаря такому подзаголовку сегодняшний читатель порой видит в дееписании историю о том, как апостолы были потревожены в связи с малозначимой материально-хозяйственной проблемой. Их реакцией был ответ, что заниматься столь низменными делами ниже их достоинства. Назначьте, мол, себе завхозов-дьяконов – пусть заведуют раздачей продовольственных пайков. Но что произошло на самом деле? Давайте углубимся в текст:

«В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном [раздаянии потребностей] (διακονία̣). Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись (διακονειν) о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу (букв. – над этой нуждой, надобностью, необходимостью), а мы постоянно пребудем в молитве и служении (διακονία̣) слова» (Деяния 6:1-4).

Словосочетанием «раздаяние потребностей» здесь, как ни странно, переведено знакомое нам слово «диакония», служение. В описанной ситуации те, кто не понимал по-еврейски, оказались обделены в повседневном служении. И хотя далее и упомянута «диакония столов» (т.е. забота о насущных нуждах), раздачей пищи проблема, похоже, не ограничивалась. Причиной кризиса были трудности коммуникации, а как показывает гуманитарная практика, для продовольственного распределения хорошее владение языком не столь обязательно. Скорее всего, «ежедневная диакония» включала не только материальную опеку.

Но о какой бы нужде не шла бы речь, забота о вдовах отнюдь не является каким-то недостойным занятием. Напротив, брат Господень Иаков (ставший впоследствии старшим пресвитером иерусалимской церкви и автор названного его именем новозаветного послания), пишет: «Чистое и непорочное благочестие перед Богом, нашим Отцом, заключается в том, чтобы помогать сиротам и вдовам в их нуждах» (Иакова 1:27 МБО). И ответ апостолов вовсе не означает «не барское это дело». Они говорят: у нас уже есть своя диакония, ответственность за которую возложена на нас непосредственно. Это – диакония слова. А для новой диаконии выберите кого-либо другого, кто обладал бы необходимой квалификацией.

Действительно, на апостолах лежали обязанности, в которых никто не мог бы их заменить. Письменных текстов Нового завета на тот момент еще не было, и избранные Иисусом ученики были единственными носителями Его учения – ходячим Словом Божьим. Это была исключительно их диакония. Для новой же нужды церковь из собственной среды выбирает новых служителей: «И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников» (Деяния 6:5). Причем, обратите внимание: у всех семерых – греческие, а не еврейские имена. То есть они и сами – такие же эллинисты (грекоязычные евреи рассеяния), и потому могут служить грекоязычным вдовам куда эффективней, чем те, чей родной язык – еврейский. Требования же, предъявляемые к этим людям, куда серьезней необходимого для дьяконского служения в нынешнем его понимании. Да и характер служения как минимум двух из них, Стефана и Филиппа, о которых дееписатель рассказывает дальше, явно выходит за рамки этого понятия.

Вывод очевиден: в шестой главе книги деяний речь идет о первом избрании Церковью своих лидеров – диаконов в библейском, а не в современном значении этого слова. В противном случае мы знаем из Библии, откуда взялись апостолы и откуда – дьяконы, а появление первых пресвитеров остается неизвестным, несмотря на важность их роли в церковном домостроительстве. Писание учит: у каждого в церкви – своя диакония, соответствующая тем дарам, которыми он наделен – будь то обеспечение материальных нужд, или же служение слова. В Теле Христовом нет более или менее престижных служений.

«Домостроительство благодати. Библейские принципы церковного руководства» (готовится к изданию).

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин