Чурбан или журавль?

Для множества наших современников слово «лидер» больше означает погонщика, чем пастыря. Под ним чаще подразумевают того, кто командует, чем того, за кем следуют. И все, чего хочется узнать, когда речь заходит о лидере, – это какой к нему лучше лепится ярлык-эпитет: «авторитарный» или «демократичный»?

Впрочем, – почему только сегодняшней? Еще древнегреческий поэт Эзоп написал басню о том, как лягушки просили богов дать им царя. Более чем две с половиной тысячи лет басня эта пользовалась неизменной популярностью в различных культурах и переводилась на множество языков. Вот, как ее фабула звучит в переложении И.А.Крылова (1769 – 1844):

И подлинно, что Царь на диво был им дан:
Не суетлив, не вертопрашен,
Степенен, молчалив и важен;
Дородством, ростом великан,
Ну, посмотреть, так это чудо!
Одно в Царе лишь было худо:
Царь этот был осиновый чурбан.

Сперва перед Царем ничком;
А там, кто посмелей, дай сесть к нему бочком:
Дай попытаться сесть с ним рядом;
А там, которые еще поудалей, 
К Царю садятся уж и задом.
Царь терпит всё по милости своей.

Немного погодя, посмотришь, кто захочет,
Тот на него и вскочит.

В общем, лягушек такой терпеливо снисходительный лидер вскоре перестал устраивать, и они стали просить, чтобы боги послали им более славного царя. Такого, каким они могли бы гордиться, который бы впечатлял и внушал уважительный трепет.

Молитвам теплым их внемля,
Послал Юпитер к ним на царство Журавля,
Царь этот не чурбан, совсем иного нраву:
Не любит баловать народа своего;
Он виноватых ест: а на суде его
Нет правых никого; зато уж у него,
Что́ завтрак, что обед, что ужин, то расправа.

На жителей болот приходит черный год.
В Лягушках каждый день великий недочет.
С утра до вечера их Царь по царству ходит
И всякого, кого ни встретит он,
Тотчас засудит и — проглотит.

Вот и спрашивается: должен ли церковный лидер во всем потакать желаниям помыкающей им общины, или это должен быть эдакий «пастор-всем-поддавастор», с которым лучше не пререкаться, никоим образом не прекословить, дабы не «попасть под раздачу»? Кому должно быть подобно церковное руководство – чурбану или журавлю?

Ответ совершенно однозначен: Церковное руководство должно быть подобно Христу! Никакой иной вариант не имеет отношения к библейским принципам домостроительства благодати. Образец же лидерства, продемонстрированный Господом, весьма плохо сочетается с мирским пониманием этого термина:

«Он, по природе Бог, не держался за равенство с Богом, 
Но добровольно лишился всего, приняв природу раба 
И, человеком родившись, Он был во всем человеку подобен, 
Но еще больше себя умалил и так был послушен, 
Что принял и смерть саму — смерть на кресте. 
За это Бог вознес Его над всеми и имя даровал превыше всех имен, 
Чтобы пред именем Иисуса всякое колено преклонилось 
На небе, на земле и в преисподней, 
И всяк язык провозгласил, что Иисус Христос – 
Господь, во славу Бога Отца» (Филиппийцам 2:6-11 РБО)

Иисус говорил: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (От Иоанна 14:6). В Нем Сам Творец вошел в Свое творение. Воплотившись, Сын, по сути, служил Телом по отношению к Главе-Отцу. И теперь, когда Он вознесся и воссел одесную Отца, мы, Церковь, – Его тело и, наша роль – та же самая: нести сыновне служение Отцу под водительством Святого Духа. Мы – Христово присутствие в погибающем мире, и теперь наша роль – быть для мира путем, истиной и жизнью. А потому признаками здоровой церкви должно быть не только здравое библейское учение (Истина), но также и здравая библейская практика (Жизнь) под здравым библейским руководством (Путь).

«Домостроительство благодати. Библейские принципы церковного руководства»(готовится к изданию).

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин