Отличительные атрибуты

Наличие осознаваемой воли является радикальным отличием человека от всего материального мира. Именно это предоставляет ему возможность действовать в соответствии с собственным волеизъявлением: «В животном и растении природа не только выражает назначение, но и сама его воплощает. Человеку же она дает лишь назначение и ему самому предоставляет его воплощение... Акт, при помощи которого он так определяется, является именно тем, что мы называем действием» (Ф. Шиллер. «Эстетические и философские очерки», 1825). Как результат, человек обладает рядом атрибутов, отличающих его от животных, и потому относящихся к духовной сфере.

Вот – основные из них:

1. Абстрактное мышление. Многие животные сообразительны. Одни – в большей степени, другие – в меньшей. К примеру, однажды был проведен такой эксперимент: в большой комнате был установлен стол в полметра высотой, занимавший почти все ее пространство. Лишь вдоль стен оставался небольшой проход, по которому свободно могла бегать собака, немецкая овчарка. Всякий раз, когда экспериментатор катил по столу мячик, собака тут же подбегала к месту, куда тот должен был прикатиться. Задачу усложнили, и мяч стали катать под столом, чтобы собака видела бросок, но не видела мяча. Результат был прежним – собака снова бежала куда нужно, «просчитывая» его траекторию. Степень высшей нервной деятельности у животных, действительно, достойна восхищения. Однако, в отличие от собаки, мы с вами только что провели этот эксперимент без стола, без мяча и даже без собаки – в собственном воображении. В этом и заключается способность мыслить абстрактно, без непосредственной привязки к наблюдаемым предметам и обстоятельствам.

2. Творческие способности. Многие животные способны к созидательному труду, например – возводят удивительные жилища. Но делают они это в соответствии с заложенной в них поведенческой программой, называемой инстинкт. Человек же постоянно создает нечто такое, чего ранее не существовало. Причем не обязательно что-то ценное прагматически, как, скажем, дом или табурет. Архитектура, живопись, скульптура, музыка, танец, любые виды подлинного творчества всегда служат единой цели – самовыражению творящего. Человек создан по подобию Творца, и потому не может не творить. Тот, кто виртуозно воспроизводит художественные изделия, но при этом не отображает в них себя, может прославиться как прекрасный ремесленник, и даже сколотить на этом некоторое состояние. Но истинный художник никогда не сделает двух одинаковых произведений, даже на грани нищеты.

3. Языковые способности. Животные обмениваются сигналами. Под руководством человека отдельные из них способны освоить небольшой лексикон. Но он никогда не выходит за пределы конкретных (то есть связанных с предметами) понятий. О грамматических конструкциях (типа «я, было, пошел») или рекурсии («Бобик решил, что Тузик считает, что Шарик неправ») речи не идет вовсе. И это мы еще не говорили об аналогиях, аллегориях и, тем более, не затрагивали сферу поэзии. Человек же при помощи языка способен не только передавать абстрактные идеи (такие как «озарение», «перпендикуляр», «вечность», «спасение») или сообщать факты, но и описывать чувства, запахи, вкусовые ощущения, эмоциональные переживания. Более того, языковая коммуникация помогает человеку познавать Бога. «Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Римлянам 10:17). Бог-Слово открывается через слово Свое, и мы посредством слова проповедуем Его.

4. Общественный характер. Человек немыслим вне совокупности отношений. Марксисты даже, за неимением сущностных критериев, определяли понятие «личность» описательно – как «совокупность общественных отношений». Но общественный характер человека не сводится к набору запрограммированных ролевых функций, как у социальных животных типа муравьев или пчел. Для человека важно принадлежать кому-то иному. Ему нехорошо одному.

5. Хозяйственные навыки. Эта характеристика, связанная с исполнением экологического (культурного) мандата, – непреодолимая проблема для эволюционистов. Если бы человек развился из животного в результате естественного отбора путем выживания наиболее приспособленных, он должен был бы демонстрировать наивысшую степень приспособляемости к окружающей среде. Но человек вообще не приспосабливается к среде – он всегда приспосабливает среду под себя. Животные, когда оказываются неспособными приспособиться, погибают. Человек же целенаправленно преобразовывает собственное окружение, в результате чего он умеет существовать и трудиться в средах, естественным образом абсолютно непригодных для его обитания – от океанских глубин до космического пространства.

6. Эстетическое чувство. Маркетологи знают – из относительно равноценных товаров на магазинной полке человек выберет тот, у которого красивее упаковка. Хотя внутри упаковки – то же самое, а саму упаковку человек разорвет и выбросит. От этого, опять же, нет никакой прагматической пользы. Но тяга к красоте заложена в человеке как в образе Божьем. Творец – великий Художник. «Все соделал Он прекрасным в свое время» (Екклесиаст 3:11). Способность различать и создавать прекрасное – еще один Божий дар, данный человеку для исполнения его предназначения.

7. Правовое сознание. Создатель наделил человека неотъемлемыми правами, и человек остро ощущает, когда ущемляются его права на свободу, на счастье, на собственность, на неприкосновенность жилища, на безопасность и прочие. Предназначение человека предполагает воплощение в творении уставов Божьих. А справедливость – их основополагающий принцип.

8. Моральное сознание. Человеку дана способность различать добро и зло. Поступая как лучше, он знает: на самом деле следовало бы поступить как правильно. Соответствие человеческих законов абсолютным и неизменным нормам Божьей благости служит не только надежным критерием их справедливости, но и необходимым условием благоденствия народа.

9. Религиозное мышление. Только человек способен пребывать в общении со своим Творцом, поклоняться Ему, стремиться к наивысшим ценностям. Как говорил великий французский мыслитель Блез Паскаль (1623-1662) в сердце человека есть бесконечная пустота, которую тот постоянно пытается чем-то заполнить, «и все без проку, ибо бесконечную пустоту может заполнить лишь нечто бесконечное и неизменное, то есть Господь Бог».

Тем не менее, личность человека нераздельна (лат. «individuum»), как нераздельны человеческая и божественная природа во Христе. И подобно тому, как Отец, Сын, и Дух Святой совместно являют полноту Единой Божественной Сущности, все аспекты созданное по Его подобию человеческой личности являют полноту его природы совокупно.

Из книги «По образу и подобию» 

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин