Разум и чувства

Эмоциональный (аффективный) аспект культуры включает в себя общепринятые симпатии и антипатии, представления о красоте и уродстве, формы проявления эмоций, выражение радости и скорби, предпочтения в еде и одежде. Аффективный (от латинского affectus – страсть, переживание, волнение) аспект соотносится с библейским понятием «Жизнь».

Как, к примеру, на свадьбе оценивается красота невесты? Размером брачного выкупа? Степенью публичного проявления покорности? Ее весом? В разных культурах и ответ будет разным.

Или какой должна быть погребальная процессия – печальной или веселой? В нашей культуре сам вопрос может показаться кощунственным издевательством над болью чей-то утраты. А вот в ряде культур Африки похороны обставляются, как торжество проводов усопшего в вечную радость с Господом. В Гане, к примеру, даже есть такая профессия – танцующие носильщики гробов. А афроамериканская традиция первой половины ХХ века совмещала оба варианта – покойного со скорбью относили на кладбище, откуда возвращались с радостью и ликованием. К примеру, типичным гимном, исполнявшимся по дороге на кладбище, мог быть «Ближе, Господь, к Тебе», а на обратном пути – «Когда святые маршируют». Это даже нашло свое отражение в джазовой традиции, получившей название «Новоорлеанская функция».

С другой стороны, познавательный (когнитивный) аспект культуры сопоставим с библейским понятием «Истина». Когнитивный аспект (от латинского cognitio, «знание»), это как бы «общее знание» всех представителей данной культуры – о злых и добрых духах, о микробах, об ангелах-хранителях, об электронах, о душах предков и т. д. Это некая совокупность информации, истинность которой общепризнанна, и на основании которой дается объяснение любым событиям и явлениям реальности.

Чем, к примеру, вызывается заболевание болотной лихорадкой? В африканских племенах вам скажут, что виной тому – злые духи. Современный европеец возразит, что все дело в плазмодиях – одноклеточных паразитах, переносимых малярийными комарами. Но еще не так давно европейцы были абсолютно уверены, что причина – в болезнетворном воздухе над болотами. Отсюда и происходит научное название этой болезни, малярия: mala aria, что по-итальянски значит «плохой воздух».

В свое время с целью обоснования дарвиновской теории эволюции была выдвинута идея, что аппендикс – это рудимент слепой кишки, доставшийся человеку от эволюционных предков, и ныне никакой функции не выполняющий. Такое представление стало общепризнанным, и в результате почти сто лет никто не тратил времени и средств на изучение функции аппендикса. Разве можно изучать то, чего нет? Поскольку же в случае аппендицита (воспаления аппендикса), симптоматика проявляется лишь на поздних стадиях заболевания, когда требуется экстренное оперативное вмешательство, в ряде развитых стран была принята практика удалять аппендикс младенцам за ненадобностью на восьмой день после рождения (именно в это время механизм свертываемости крови наиболее эффективен). Когда же в конце ХХ века функция аппендикса все-таки была выявлена, оказалось, что орган этот вообще часть не пищеварительной, а иммунной системы! Это – секреторная железа. И наибольшую роль она играет в тот самый период младенчества, когда тысячам малышей удаляли этот орган, исходя исключительно из всеобщей веры в теорию эволюции!

К слову стоит отметить, что Моисей еще за три с половиной тысячи лет до открытия механизма свертываемости крови заповедал по Божьему откровению делать младенцам обрезание, хирургическую операцию по удалению крайней плоти, именно на восьмой день после рождения!

Вышеприведенные примеры «общего знания» должны несколько умерить нашу когнитивную гордыню. В любой культуре хватает суеверий, обосновываемых исключительно по рецепту киплинговских бандерлогов: «это правда, потому что мы все так говорим».

Когнитивный аспект культуры распространяется не только на мир материальный, непосредственно познаваемый в ощущениях (технологии, питание, общественное устройство и т. д.), но и на сферы метафизические (верования, отображаемые в культах и ритуалах). И здесь познавательные пути тоже будут разными. Для выпускника североатлантической консервативной богословской семинарии познание потустороннего достигается посредством изучения текстов священного Писания. А для племени, которому он приехал служить, оно осуществляется в практическом взаимодействии с духами умерших и через наркотический сон, воспринимаемый как кратковременная смерть.

Из книги «Основы кросскультурного благовестия»

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин