Дело - табак

Аксиологическим аспектом культуры определятся отношение в ней ко многим вопросам. Например, взять себе вторую жену – это измена первой жене, или же, наоборот, забота о ней посредством более эффективного распределения бремени домашних хлопот? В полигамных культурах этот вопрос решается в пользу второго варианта, в нашей культуре недопустимого.

Или, скажем, проявление недовольства – это добро или зло? Там, где высшей культурной ценностью является доброжелательность, к людям всегда будут относиться снисходительно, а гнев считаться наивысшим грехом. Выражение «праведный гнев» там не имеет смысла.

Допустимо ли миссионеру в табачной культуре закурить или же следует наотрез отказаться от совместного курения? И как, например, поступить, когда речь идет о трубке мира в кругу коренных жителей Северной Америки, и отказ будет считаться недостаточностью доверия или даже проявлением враждебности и злого умысла?

Одна славянская церковь в Канаде арендовала помещение для богослужений у общины, которую составляли потомки их же соотечественников, но эмигрировавших двести с лишним лет тому назад. Условия аренды были достаточно хороши, и отказываться от них не хотелось. Однако общины не смешивались – представители каждой из волн эмиграции сохраняли самобытность культуры, характерную именно для того времени, когда они покидали родину, так что недоразумения были привычным делом. Наиболее острый конфликт был обусловлен тем, что почти все потомки первопоселенцев непрестанно курили, не видя в том чего-либо зазорного. В то же время среди иммигрантов новой волны курение считалось тяжким грехом, несовместимым со званием христианина.

Потрясенные до глубины души новоприбывшие братья снова и снова выказывали своему пастору благочестивое возмущение: «Как можно поклоняться Богу там, где царит грех?! Здесь же всё здание грехом провоняло – невозможно дышать, не оскверняясь! Ваш пасторский долг – обличить отступников и вернуть их на стезю праведности!»

Устав от постоянного ропота, пастор отправился на прием к своему коллеге. Тот, окутанный табачным дымом, внимательно выслушал все заранее заготовленные слова обличения, после чего спросил: «А скажи мне, брат, что является большим грехом: сигаретку мусолить устами своими, или же – брата своего мусолить устами своими? Как ты считаешь?»

Из книги «Основы кросскультурного благовестия»

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин