Грех и образ

Писание предполагает передачу образа Божьего падшим человеком, но, тем не менее, оставляет вопрос степени этой передачи открытым: «Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их. Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему и по образу своему, и нарек ему имя: Сиф» (Бытие 5:1-3). Параллель здесь очевидна: сотворил – по подобию Божьему – нарек им имя / родил – по подобию своему – нарек ему имя.

Ценность человеческой жизни и человеческой личности даже после грехопадения определяется именно тем, что человек – образ Божий: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Бытие 9:6). «А язык укротить никто из людей не может… Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию» (Иаков 3:8,9). «Муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия» (1 Коринфянам 11:7).

Тем не менее, «все согрешили, и лишены славы Божьей» (Римлянам 3:23). Да, в какой-то мере мы сохраняем образ Божий, но не во всей полноте. Писание не дает достаточных оснований, чтобы судить, до какой степени образ Божий сохраняется, и в какой утрачен в результате грехопадения. Достоверно раскрыть содержание понятия образа Божьего может только Его откровение в личности Иисуса Христа, «Который есть образ Бога невидимого» (2 Коринфянам 4:4; Колоссянам 1:15).

Образ – это зримое представление прообраза. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (От Иоанна 1:18). Только познавая Христа, мы можем познавать суть образа Божьего во всей полноте. Именно об этом поется в древнем гимне ранней церкви – стихотворном тексте, который Павел цитирует в одном из своих посланий: «Во плоти был Он явлен, в духе Своем безгрешном оправдан, по воскресении ангелы узрели Его; в народах Он возвещен, в мире верою принят и во славу небес вознесен» (1 Тимофею 3:16 ИПБ).

До воплощения Бога во Христе наиболее полным образом Бога в мире был род Авраама. Творец, «многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках» (Евреям 1:1), присутствовал и действовал в творении через Свой избранный народ. В последнее же время (1 Иоанна 2:18), то есть в период между Первым и Вторым Пришествием Христа, образом Божьим на земле (Его зримым присутствием и действующим агентом) в наибольшей мере служит род Христов – «Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1 Тимофею 3:15).

Церковь – посольство Божье, полномочное представительство Творца в творении. В лице Церкви и человек, и все человечество переживает Божье присутствие:

- Его истину (в слове, распространяемом Церковью) 

- Его праведность (в делах, творимых Церковью)

- Его любовь (в отношениях, формирующихся как в самой Церкви, так и с внешним миром).

Из книги «По образу и подобию»

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин