Тварь с собственным мнением

Краеугольный принцип библейской антропологии состоит в том, что человек – Божье творение. Это определяет двойственную природу человека: он одновременно является и творением, и личностью. Перефразируя классика, человек – тварь с собственным мнением.

Как личность, человек автономен. Он обладает собственным мнением, осознает свои желания, способен самостоятельно принимать решения. И хотя в падшем мире волеизъявление человека зачастую противоположно воле Божьей, Творец оставляет за человеком право выбора: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих» (Второзаконие 30:19,20). На человека возлагает Бог и ответственность за последствия принятых решений: «Что посеет человек, то и пожнет» (Галатам 6:7,8). С другой стороны, как тварь, человек всецело зависим от своего Творца. «Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?" Не властен ли горшечник над глиною?» (Римлянам 9:20).

Недооценка двойственности природы человека ведет к одной из двух богословских крайностей. 

Первая из них – пренебрежение автономией личности, которою Создатель наделил человека в Своей суверенной власти над ним. Другая крайность – пренебрежение суверенной властью Творца над творением. Понимание же дуализма человеческой природы позволяет правильно оценить основные следствия такого положения.

Во-первых, человек, как личность, способен принимать решения, противоречащие воле Творца. Так, грехопадение – это выбор самого человека. Человек несет ответственность за сделанный им выбор, как бы он ни пытался переложить ее – на обстоятельства, на других людей, на своего Создателя. С другой стороны, грехопадение было бы невозможным, если бы Творец не попустил этого («попущение» – богословский термин, означающий «позволяющую волю»). Оно было против воли Создателя, но Всевышний позволил человеку сделать то, чего тот желал, уважая его автономный выбор.

Во-вторых, как тварь, даже падший человек всецело зависит от Божьей благодати. Если бы не охранительное действие Божьего долготерпения, человечество давно бы погибло. «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петра 3:9). Тем более, спасение невозможно без Божьего вмешательства. Но Бог ожидает от человека покаяния, обращения ко Христу, решения следовать за Ним, исполняя свое предназначение: «Благодатью вы спасены через веру … на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Ефесянам 2:8,10). Спасение не достигается ни верой, ни делами человеческими, но дается исключительно по Божьей благодати – через веру, на добрые дела.

В-третьих, как новое творение, обратившийся ко Христу человек всецело зависим от действия Духа Святого. Однако как личность он должен прилагать к этому целенаправленные усилия. Апостол Павел пишет: «Бог мира да освятит вас во всей полноте» (1 Фессалоникийцам 5:23). Но при этом – «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Филиппийцам 2:12). Слово, переведенное здесь как «совершайте» (по-гречески – катэргадзэстхэ), означает творить, совершать, исполнять, добиваться успеха, обрабатывать (землю), перерабатывать (урожай).

Так что в некотором смысле вся жизнь человека является таинством. Бог постоянно незримо присутствует в ней, вмешиваясь в видимые дела человека или воздерживаясь от вмешательства. Как говорил Клайв Льюис, есть две категории людей – те, которые говорят Богу: «да будет воля Твоя!», и те, которым Бог говорит «что ж, пусть будет по-твоему». И в грехопадении, и в спасении, и в освящении Бог суверенно чтит автономный выбор человека.

Из книги «По образу и подобию» 

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин