Ложное разделение. Государство и церковь

Во всяком развитом гражданском обществе неотъемлемое право человека на свободу вероисповедания закреплено либо непосредственно конституцией, либо – имеющими тот же статус правовыми актами (как, скажем, Первая поправка к Конституции США – «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии либо запрещающего свободное ее исповедание»). А, к примеру, в 35-й статье Конституции Украины задекларирована еще и свобода мировоззрения.

Это должно было бы значить, что при предоставлении гражданам страны образования, те должны бы получать равный доступ к интерпретации излагаемых в учебниках фактов в свете различных мировоззрений. Но попробуйте заикнуться о внедрении в школьные программы идей креационизма. Вам сразу же напомнят, что церковь у нас отделена от государства, а школа – от церкви. Поступающие так не понимают (или – делают вид, что не понимают), что тем самым как раз и нарушают эту норму конституционного права. Ведь та же самая статья Конституции провозглашает: «Никакая религия не может быть признана государством как обязательная». Это относится и религии атеизма или гуманизма.

Принцип отделения церкви от государства означает лишь то, что государство, с одной стороны, не возлагает на религиозные объединения каких либо функций государственной власти (т.е. не позволяет церковным структурам вмешиваться в управление страной) и, с другой стороны, – само отказывается от вмешательства как в деятельность религиозных объединений, так и в определение гражданами своего отношения к религии и церкви. Проще говоря – государство не в праве ни запрещать какую-либо религию, ни провозглашать какую-либо церковь государственной. Никоим образом этот принцип не предполагает дискриминации какого-либо мировоззрения. Наоборот, все верующие являются полноправными гражданами своей страны, равными и свободными представителями ее народа. Народ же, в свою очередь, – главный носитель государственности в демократическом обществе. И государство должно в той же степени защищать права христиан на выражение своих убеждений, что и права атеистов.

Целенаправленное насаждение советским коммунистическим режимом идеологии безбожия систематически извращало понимание этого принципа в пользу монопольного распространения атеистического мировоззрения. Сформировался миф, что атеистическое образование, якобы, религиозно нейтрально. И миф этот оказался куда более живучим, чем породившая его система.

Сегодня подавляющее большинство учителей, родителей и, главное, чиновников от образования уверены, что принцип отделения церкви от государства означает не свободу выражения гражданами-христианами своих убеждений, а, наоборот, запрет на это. Привилегия свободно исповедовать свою веру распространяется, якобы, лишь на атеистов. Главной целью (порой – осознанной, но не всегда) распространения этого мифа является искоренение христианского мировоззрения с присущим ему представлением об абсолютном характере нравственных постановлений Бога-Творца из системы образования и из общественной жизни как таковой.

Из книги «Библейские основания науки». Готовится к печати.

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин