Пробуждение или иллюзия?

Случалось ли с вами такое? Вам пора вставать, но вы все еще спите, и видите во сне как проснулись, встали, привели себя в порядок, спешите по делам… Когда же вы, наконец, действительно просыпаетесь, оказывается что пробуждение ваше было всего лишь сном, иллюзией; а на самом деле вы безнадежно проспали.

Примерно так все и произошло в странах бывшего Советского Союза после краха коммунистической системы. Вдруг, совершенно внезапно, у всех проявился острый интерес ко всему «духовному»: к религиозным учениям, к Библии, к традициям и наследию прошлого. Приток людей в церкви был подобен лавине!

В те дни, стоило благовестнику выйти на улицу – тут же набегала толпа и буквально расхватывала евангелизационные буклеты у него из рук. На следующий день каждый пятый приходил в церковь, из которых каждый второй откликался на призыв к покаянию. Люди сами шли в церкви и миссии, выпрашивая религиозную литературу. Церкви стремительно наполнялись людьми. Восемьдесят процентов населения при опросах общественного мнения объявляло себя верующими! Из оплота атеизма мы вдруг стали самой верующей страной в мире!

Казалось – вот оно, долгожданное духовное пробуждение! Но прошло всего несколько лет, и этой волны интереса – как ни бывало. Статистика показывает: после резкого всплеска количества крещений в церквах в начале девяностых годов прошлого века, наступает спад до более низкого уровня, чем был изначально…

Почему такое произошло? Ведь сеялось семя в огромных количествах, и какими обильными, казалось, были первые всходы! Раз сеятелей было так много, логично было бы ожидать и дальнейшего преумножения посевов, а результате – еще большего урожая. Куда же он делся, наш урожай?

А был ли урожай!? Не поддались ли мы на соблазн принять побочный эффект за реальные изменения в обществе; лавинообразный приток в церковь людей, изголодавшихся по новизне – за духовное пробуждение, всеобщее покаяние, всенародный приход к вере?

К примеру, спустя лишь десятилетие после крушения Берлинской стены, уже не 80%, а лишь 58% жителей считали себя верующими (23% – колеблющиеся; 12% – неверующие; 3% – убежденные атеисты; 3% никогда не задумывались о том, верующие они или неверующие; 1% так и не смог уверенно определиться). Конечно, это был все еще очень высокий показатель, один из самых высоких в мире. Но во что уверовали наши верующие? Вот в чем вопрос! Какими стали религиозные взгляды среднего человека, ходящего по улицам нашего города?

Результаты опросов тех лет потрясающи! В первую очередь поражает, что 11% неверующих ответили на вопрос «существует ли Бог?» утвердительно – то есть почти каждый десятый, определяющий себя как неверующий, все-таки считает, что Бог есть. С другой стороны, всего 36% верующих представляют Бога Личностью; в то время как для 40% Бог – некая высшая сила, а 21% верующих убежден, что Бог не сотворил мир. 58% верующих могут обойтись церкви, а 12% вообще не знают, зачем церковь нужна. Особенно же поразительно не то, что 72% верующих в нашей культуре считают себя православными, но то, что 27% неверующих тоже считают себя православными! Воистину – загадочна славянская душа. Остается лишь спросить: а какого патриархата ты неверующий?

Лишь 20% называющих себя верующими верят в воскресение мертвых; только 42% признают, что вера придает их жизни смысл, и лишь для 18% верующих вера – связь с Богом; а 30% считает, что все религии ведут к Богу. Немногим больше половины называющих себя верующими верят в жизнь после смерти (58%); в существование рая (61%) и ада (55%). Небезынтересно, что среди неверующих также есть верящие в существование как рая, так и ада. Причем, если среди верующих в рай верят больше опрошенных, чем в ад, среди неверующих – наоборот. Что ж, им виднее…

Только 30% верующих признают аборты убийством, а 8% считают их допустимыми при любых условиях. 23% верующих оправдывают эвтаназию, то есть убийство больного или пожилого человека врачами, «чтоб не мучился» (Поскольку же человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх (Иов 5:7), единственный логичный вывод – стариков нужно убивать в детстве). Впрочем, и сами верующие не очень склонны к преодолению тягот и лишений жизни – 54% из них признают самоубийство оправданным выходом из кризисной ситуации.

Но дальше – еще поразительней! 21% верующих считает, что человек произошел от обезьяны (у неверующих этот показатель отличается всего на 3%). Что же касается суеверий, верующие тут явно лидируют по всем показателям. 30% верующих верят в переселение душ, 41% верит в гороскопы, 67% верят в инопланетян, 59% верит в приметы. Последний показатель наиболее высок (76%) среди тех, кто считают себя верующими, но при этом не ходят ни в одну из церквей.

Таковы были итоги постсоветского «пробуждения». Глядя на эти цифры, трудно удержаться, чтобы не сказать вослед за апостолом Павлом, обозревающим множество жертвенников всевозможным богам в Афинах: по всему видно, что вы ОСОБЕННО верующие (Деяния 17:22)! Мы верим во всё сразу, причем – одновременно. Отсюда – и результат.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Те, кто считают себя верующими, в большинстве своем, не имеют ясного представления, Кем является Бог Библии. Спектр их представлений о Божественных атрибутах весьма широк и эклектично включает всевозможные идеи от деизма до Нью Эйдж.

2. В представлениях «верующих» религия никак не связана с понятием истины, а церковь представляет устаревший и бесполезный институт, без которого можно легко обойтись.

3. Многие «верующие» верят в естественное происхождение человека и не признают святости человеческой жизни. Многие «верующие» не видят проблем в прекращении по чьему-либо решению жизни как нерожденного младенца или беспомощного старика, так и своей собственной.

4. Лишь немногим более половины «верующих» признают жизнь после смерти, но только для каждого пятого это означает чаяние воскресения мертвых и жизни будущего века.

5. В отличие от «неверующих», «верующие» совершенно некритично открыты для каких бы то ни было экзотических идей и суеверий.

Таким образом, формальное изменение под конец ХХ века социологических данных от ситуации, когда в Советском Союзе восемьдесят процентов населения позиционировало себя как неверующие, а двадцать – как верующие, на прямо противоположную, вряд ли можно считать духовным пробуждением. Обильная миссионерская деятельность на обломках советской империи произвела лишь иллюзию урожая. Если она и оказала какое-либо влияние на мировоззрение людей, то весьма незначительное.

Массовые евангелизации стали для населения бывшего СССР лишь рекрутскими наборами в новый тип идеологической организации. Движимые благими намерениями миссионеры и благовестники были уверены, что выполняют Великое поручение «идите и научите» (Матф. 28:19). Но, поскольку мировоззренческий аспект благовестия был утрачен, на деле это оборачивалось в «сходите и заманите». Так называемые «ответы» на традиционные формальные «приглашения» продекламировать текст неизвестной этиологии «Молитва кающегося грешника» и «принять решение для Иисуса», который «стучит в двери сердца», во многих случаях были лишь следованием новому публичному ритуалу, пришедшему на смену столь же бессмысленным коммунистическим традициям. Они, как правило, не имели ничего общего с тем, что Писание называет metanoia, радикальное изменение мировоззрения.

Семя «упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло» От Матфея 13:5,6).

Из книги «Библейская стратегия благовестия»

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин