Откуда я взялся?

Наука изучает факты и связи между ними. Но факты мало что значат сами по себе – они требуют истолкования. А истолковываем мы их в свете предпосылок, исходящих из нашего мировоззрения. По большому счету мировоззрение – это и есть комплекс базовых предпосылок, в свете которых интерпретируются любые факты. И предпосылки эти связаны с тем, какими будут наши ответы на пять фундаментальных вопросов:

- Где я? (Какова природа реальности?)
- Кто я? (В чем состоит сущность человека?)
- Откуда я взялся? (Каково происхождение человека?)
- Зачем я здесь? (В чем заключается смысл жизни?)
- Что будет со мной потом? (Каково предназначение человека?)

Ответы на любые другие вопросы, с которыми нам придется сталкиваться, в конечном итоге будут зависеть от того, как мы ответили на эти пять. Например, на вопрос относительно природы реальности «Где я?» типичный представитель западного натуралистического мировоззрения ответит, что реальность – это самодостаточное объективное бытие, существующее вне сознания и своим существованием от чьего-либо сознания не зависящее. На реальность не влияет, знаем мы о ней, или нет. К примеру, сила гравитационного притяжения была все так же пропорциональна массам взаимно притягиваемых тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними и до того, как Ньютон открыл закон всемирного тяготения. Не открытие Ньютона сделало гравитацию такой – такова сама по себе природа вещей.

Для представителей восточного мировоззрения реальность – это иллюзия, порождаемая нашим воображением. Именно привязанность к этой иллюзии является причиной человеческих страданий, избавиться от которых можно исключительно через просветление, освобождающее от привязанностей и, вместе с ними, – от иллюзии. Родоплеменное анимистическое мировоззрение воспринимает реальность как живое существо, с которым надо поддерживать добрые отношения посредством магических ритуалов и жертв умилостивления. В соответствии же с библейским мировоззрением окружающая нас реальность – это воплощение замысла Создателя.

Подобным образом, мы можем видеть и различие мировоззренческих предпосылок, связанных с сущностью человека – разнообразие ответов на вопрос «Кто я?». В рамках гуманистического мировоззрения человек воспринимается как высшая сущность в природе, ее покоритель. Эта позиция в ее крайнем проявлении выражена в словах советского селекционера Ивана Мичурина (1855–1935): «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача». В восточном мировоззрении человек – часть природы. В родоплеменном, он – ее раб, обязанный служить и подчиняться ей. Согласно же библейскому мировоззрению человек – это Божий управитель в природе, действующий агент Творца в творении.

Основополагающие мировоззренческие вопросы отнюдь не равноценны. «Откуда я взялся?» – наиглавнейший среди них. От ответа на него зависит и то, кто я, и то, зачем я здесь, и то, что будет со мной потом. Идеи, относящиеся к сфере происхождения, оказывают наибольшее влияние на формирование мировоззрения человека.

Если, к примеру, нам с детства внушают, что все сущее – порождение случайности, почему мы должны подчиняться каким-либо законам? Да, пока у стоящего рядом (будь то родители, полиция, начальство и т.п.) дубинка увесистей, приходится покоряться. Но стоит держателю дубинки отлучиться – вместе с его запахом улетучивается и нравственный долг.

Или, скажем, если мы произошли от обезьяны, с какой стати нужно почитать своих родителей, ведь те же на целый шаг ближе к обезьяне, чем мы? Но если мы здесь по чьему-то замыслу, то, согласитесь, нам этот замысел нам лучше знать. В противном случае мы проживаем жизнь впустую, не соответствуя собственному предназначению. А именно несоответствие предназначению Библия и называет словом «грех».

«Откуда я взялся?» – самый первый философский вопрос, который задает ребенок. Перепуганные родители заваливают его сведениями из области медицины, либо начинают знакомить с шедеврами фольклора на тему капусты и аистов. Ребенок же пытается разобраться с мировоззренческими категориями. Начиная осознавать себя личностью, он ищет свое место в этом мире, определяет собственную сущность, выясняет свое предназначение. А предназначение определяется происхождением.

(Из книги «Библейские основания науки». Готовится к печати.)

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин