Скрытый смысл знакомой притчи

Во время Своего земного служения Господь часто наставлял Своих учеников притчами, открывая им тайны Царства посредством аналогий. Чаще всего, Иисус тут же раскрывал смысл притчи слушателям. Порой же он предоставлял им самим догадаться, что значит притча сия. В этом случае притча завершалась словами «Кто имеет уши слышать, да слышит!».Фраза эта, встречающаяся в Новом Завете 18 раз, отнюдь не предполагала дискриминацию людей с нарушениями слуха. Будучи ссылкой на известное пророчество («Пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» – Исаия 6:9-10), она указывала слушателям, что либо произнесенные, либо далее следующие слова, имеют некий скрытый смысл, для понимания которого необходимо вслушиваться и всматриваться «ушами и глазами» сердца.

Однако есть в Евангелии притча, разъясненная Иисусом не сразу, и то – лишь отчасти. Это – хорошо всем знакомая Притча о сеятеле (От Луки 8:4-15). Впоследствии Иисус по просьбе учеников раскрывает ее символизм: «Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (От Луки 8:11-15)

Похоже, что ученики (а вслед за ними и мы) вполне удовлетворились таким разъяснением. Но на самом-то деле Иисус так и не раскрыл смысла самой притчи. Он, безусловно, изъяснил аналогии, на которых она построена, но достаточно ли этого? Стало ли нам понятно ее значение? Для чего она была рассказана? О чем в ней сообщалось? Какие выводы должны мы из нее сделать? Как применять их в жизни? Тем более – в наши времена, две тысячи лет спустя? Воистину – У кого есть уши, пусть услышит!

Давайте порассуждаем. Означают ли слова Спасителя: бросайте семена Божьего слова повсюду, без разбору, а там – как получится? Вряд ли. Ведь если бы следовало сеять Слово Божье без разбора, тогда и притча эта была бы не нужна! Мы и без того так все время делаем.

Может, Иисус имел в виду – внимательно смотрите, где сеять, а где нет, чтобы семян зря не расходовать. Где добрая почва – только там сейте? Но Он же Сам говорил, что «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» и «нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (От Матфея 18:11, 14). Так что, суть притчи и не в том, что мы должны искать более подходящую для посева почву, ибо в этом случае нам сеять не придется вовсе – мир, живущий под властью лукавого, тонет во грехе, и Слово Божье для него чуждо, мир естественным образом отвергает его. Сама по себе добрая почва в нем не образуется.

Осмелимся предположить, что значение этой притчи таково: если хотите получить обильный урожай, необходимо готовить почву для посева, иначе семя не принесет ожидаемого плода. Иисус и апостолы неоднократно проводят параллель между благовестием и трудом земледельца. А из сельскохозяйственного опыта нам известно, что на целинных землях, какими бы хорошими ни были свойства почвы, без предварительной подготовки к посеву рассчитывать на хороший урожай не приходится. Всякий раз, выезжая на новое место, мы должны распахать целину, выкорчевать пни, выполоть сорняки, убрать камни. Нередко же приходится еще и вносить удобрения, осушать болота, закреплять почвенный слой. Сама по себе целина богатого урожая не принесет.

Но то же самое мы можем сказать о нашем мире: он поражен грехом, и в нём нет благодатной почвы для принятия Слова Божьего. Поэтому, если цель наша – обильный урожай, то необходимо прилагать целенаправленные усилия для подготовки земли под посев – сама по себе она готова не будет. Следует по примеру Иисуса и апостолов сочетать благовестие c апологетикой, «агрономией благовестия». Если же не делать этого, не нужно удивляться, когда затрачиваемые усилия не принесут должного результата.

Из книги «Библейская стратегия благовестия»

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин