Что есть эволюция?

Атеисты активно сопротивляются проникновению учения о сотворении мира Богом (креационизма) в общественное сознание и, в первую очередь, – в систему образования, аргументируя это тем, что креационизм – не наука. Креационисты же, возражая им, заявляют, что эволюция – это не наука. Но правы, по сути, и те, и другие. Потому что наукой не являются ни эволюционизм, ни креационизм. Это – два взаимоисключающих мировоззрения. Наука же всего лишь служит полем битвы между ними.

Для того, чтобы диалог между представителями этих мировоззрений был предметным, следует постоянно уточнять, что же именно подразумевается в том или ином высказывании под словом «эволюция». Ведь слово это имеет множество значений, и нередко приходится сталкиваться с рассуждениями типа:

(1) Звезды эволюционируют
Следовательно, (2) эволюция существует
Следовательно, (3) человек эволюционировал из обезьяны.

Типичным источником подобных недоразумений является систематически допускаемая логическая ошибка подмены понятия. Одному и тому же термину «эволюция» обычно приписываются принципиально разные значения:

а) Происхождение
б) Естественный прогресс
в) Видообразование
- макроэволюция (в1) 
- микроэволюция (в2)
г) Теория Дарвина 
д) Изменения во времени

Под микроэволюцией (в2) понимается реально наблюдаемое видообразование в рамках сингамеона – совокупности генетически связанных организмов, которые при этом могут как быть, так и не быть схожи внешне. Представители одного сингамеона могут даже относиться к различным родам в традиционной классификации, поскольку та формировалась задолго до появления генетики и была основана исключительно на морфологических (т.е. непосредственно наблюдаемых) признаках.

Под макроэволюцией (в1) же подразумевается гипотетическое (т.е. принимаемое на веру) прогрессивное видообразование, не ограниченное сингамеоном. Например – декларируемое Утверждением 3 происхождение человека от обезьяны.

В случае (д), когда под эволюцией подразумеваются любые изменения во времени, они могут быть как связаны с происхождением (а), прогрессом (б) или видообразованием (в), так и не связаны с ними вовсе. Например, реально наблюдаемая эволюция звезд (Утверждение 1) относится к изменениям во времени (д), но не имеет ни малейшего отношения ни к (а), ни к (б), ни к (в), ни, тем более, к теории Дарвина (г). Звезды, действительно, изменяются со временем – они сгорают, остывают, взрываются. И это – реальный процесс. Но его наблюдение в принципе не даст нам ответа на то, откуда и зачем эти звезды взялись изначально. Идею же естественного прогресса это явление и вовсе опровергает, поскольку так называемая эволюция звезд, напротив, – процесс деградации и разрушения.

А с теорией Дарвина (г) и видообразованием в живой природе астрономические объекты и вовсе никоим образом не связаны, поскольку говорить о таковых вне контекста уже существующих живых организмов бессмысленно. К неживой природе формула «выживание наиболее приспособленных» не применима в принципе. Как может выживать то, что живым никогда не было?

Далее, необходимо помнить, что вопросы происхождения (а) и естественного прогресса (б) не соответствуют критериям научности, и по определению относятся к сфере не естествознания, а философии или религии. Причем идея прогресса (б) противоречит фундаментальным законам природы, в то время как макроэволюция (в1) и теория Дарвина (г) представляют собой чисто умозрительные концепции, основанные именно на этой принимаемой на веру идее.

К тому же в отношении происхождения (а) в принципе не существует каких-либо адекватных натуралистических объяснений возникновению:

- вселенной (пространства, времени, материи и энергии из их отсутствия)
- жизни (живых организмов из неживой материи)
- информации (нематериальной категории – в материальном мире)
- сознания (мыслящих существ – в лишенном разума мире)

Следует также обратить внимание, что одним из источников неопределенности в этом вопросе (будь то просто недоразумение, или же умышленная подмена понятия) является само название книги Дарвина «Происхождение видов», подразумевающее, что речь в ней ведется о происхождении (а). На самом же деле в книге приведен всего лишь ряд умозрительных предположений относительно видообразования (в), а весь представленный фактический материал сводится к отдельным частным случаям микроэволюции (в2): примерам искусственного выведения селекционерами пород/рас внутри одного вида (в2'), и рассуждениям (опять же – чисто умозрительным) о том, как подобный процесс мог бы происходить в естественных условиях (в2"). В конечном счете все определяется верованиями в естественный прогресс (б), и потому является круговой аргументацией: в доказательство прогресса (б) приводится интерпретация естественного отбора (в2") в свете предпосылок о существовании прогресса (б).

Библия признает изменения во времени (д) и видообразование посредством микроэволюции (в2). И в действительности, только эти значения слова «эволюция» и относятся к сфере науки, будучи реально наблюдаемыми явлениями. Библейское понятие сотворенного рода (на иврите – барамин) сопоставимо с генетическим понятием «сингамеон». В традиционной классификации к нему ближе всего таксономическая категория «семейство». В то время как теория Дарвина (г) утверждает существование единого эволюционного древа, Писание говорит об эволюционном лесе, где каждое дерево – отдельно сотворенный барамин (сингамеон).

Таким образом, когда понятие «эволюция» противопоставляется идеям креационизма, под эволюцией, на самом деле, подразумевается вовсе не наука, а эволюционизм – мировоззрение, совокупно включающее в себя умозрительные концепции беспричинного натуралистического происхождения (а), а также лишенные научного обоснования идеи естественного прогресса (б), видообразования посредством макроэволюции (в1) и, в конечном итоге, – дарвинизм (г). Так что противостояние креационизма и эволюции – это вовсе не конфликт между наукой и религией, а столкновение двух конкурирующих мировоззрений. В первую очередь – относительно вопроса о происхождении вселенной, жизни, человека. Наука же, как было сказано выше, является полем битвы этих мировоззрений.

(Из книги «Библейские основания науки». Готовится к печати.)

PS В электронной библиотеке "Эквалибра" опубликована книга "Ученые – о теории эволюции". Подавляющее большинство изречений, помещенных в сборник, принадлежит самым ярым защитникам теории эволюции. Но в этом-то и сила книги. Основы эволюционистских твердынь вряд ли пошатнут высказывания из уст ученых-креационистов. Но даже в суде оправдывающие показания, приведенные враждебно настроенным свидетелем, считаются наиболее важными. Поэтому замечания палеонтолога-эволюциониста, который признается в отсутствии промежуточных форм, или биолога-эволюциониста, который сомневается в механизме мутаций/отбора, весьма существенны (особенно, если эти высказывания приведены точно и без искажений), даже если в остальном автор поет гимны эволюции.

Читать: https://equalibra.org/book/uchenye-o-teorii-evolyutsii/

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин