Ложь одиночества

На вершине Кармила Илия достиг пика своих духовных, эмоциональных и физиологических возможностей.  Более того, для совершённых им поступков потребовались сверхчеловеческие энергии. Только Божественным овладением можно объяснить его невероятное мужество и терпение, его несокрушимую веру и страстный порыв.  Трудно переоценить значение событий на Кармиле как поворотного момента в библейской истории.  Усилия пророка не были напрасными, на Кармиле народ прозрел и вновь обратился к истине.

Вместе с тем  именно на Кармиле Илия исчерпал свои внутренние ресурсы. Он без остатка потратил свои душевные силы, опустошил, выработал себя, достиг крайней степени физиологического истощения.  Строительство жертвенника, кровавая расправа над жрецами, неистовый забег перед   Ахавом, сопровождавшее эти драматические события безумное психическое напряжение лишили Илию последних остатков витальной силы. А проклятие Иезавели стало завершающим аккордом убийственного кризиса, запустившего механизм разрушения личности.  

Ещё недавно громыхавший пророк теперь сидит под можжевеловым кустом.  Илия деморализован, обескуражен, измождён.  Он просит себе смерти. У него нет видения, нет праведного духовного задора, нет ни новой мечты  ни апокаллиптической картины будущего. Всё кончилось… Он  кончился. 

Всевышний предложил Илие свою терапию. Ангел, лепёшка, вода. Дальнейшая цепочка событий подробно описана в Библии и многократно истолкована церковными учителями. Безусловно, опыт великого пророка позволяет извлечь из него много полезных духовных уроков. Впрочем, не углубляясь в сюжет,  заострю внимание лишь на одной детали. 

Итак, дважды звучит вопрос: «Что ты здесь Илия?». Дважды, отвечая на него, Илия жалуется Богу.  Пророк стенает, мрачными словами описывая своё удручающее положение. Наряду с прочими высказываниями он дважды твердит: «остался я ОДИН из пророков Господних». 

Он так ощущает жизнь, так воспринимает сложившуюся ситуацию, так истолковывает действительность. Он чувствует себя несчастным и одиноким человеком.

Но дело в том, что Бог не согласился с таким объяснением реальности. А сама реальность значительно отличалась от её восприятия Илией.

Вот доводы в защиту этого суждения: в главе 20-ой, стихе 13-ом упоминается «один пророк», в стихе 28-ом описано пророческое обращение «человека Божия» к царю, 37-ой стих – трагическая беседа двух пророческих сынов.  22 глава, стих 6-ой – царь Израильский собирает около четырёхсот пророков, в которых действовал ложный дух, а далее следует опровержение их предсказаний Михеем, сыном Иемвлая. Наконец, «пятьдесят человек из сынов пророческих» наблюдали вихревое вознесение Илии. Впрочем, анализ 19 главы в части, следующей за жалобой Илии, наводит на те же мысли:  Всевышний сообщает Илии о семи тысячах, не преклонивших колена перед Ваалом и поручает помазать двоих царей и Елисея в пророка вместо себя. 

В то же самое время, когда в Израиле действуют сотни вдохновенных пророков и тысячи мужчин сохраняют веру, Илия впадает в состояние отрешённого одиночества, оказавшись во власти беспощадно пленившей его сознание  иллюзии особого рода.  Находясь на грани параноидального срыва, оробевший муж Божий действительно так чувствует жизнь. Ему кажется, что никто не придёт на помощь, никто не разделяет его тревог, некому поддержать его в молитвенном поиске, некому продолжить духовную борьбу. Он остался один.

И это после ангела с лепёшками и потрясающего предложения о демонстрации невероятных «спецэффектов» (1 цар. 19:11-12). Впрочем, Илия честен в изложении своих страхов. Видимо,  под воздействием  чудовищного стресса рецепторы пророческого взора временно погасли,  тяжёлая контузия оглушила душу. Им овладело состояние ложного одиночества.

 Не смею судить Илию, он исключительный человек с выдающимися свершениями, великая личность с великими искушениями.  Но именно это переживание подвело черту под его земным служением. Выслушав Илию, Бог дал ему последнее задание.  Ведь поручение «помазать в пророка вместе себя» может означать только одно – настало время уступить своё место другому.

Господь не отвечает Илие, не переубеждает его, не спорит с ним. Он уже и так много сделал для Илии. Ангел, лепешка, спецэффекты.., наконец, Бог сам говорил с Илией. Не помогло.  Теперь Всевышний отправляет надломленного  пророка в почётную отставку, отпускает на заслуженный отдых.

Илия ещё несколько лет выполнял своё служение, в Библии описаны совершённые им удивительные свершения. Но его дерзания, совершённые после Хорива подчинены единственной цели  - подготовке приемника  для передачи ему пророческой мантии.  

Психологическая ловушка, в которую отчаяние уловило пророка, его временная слабость, субъективное чувство беспомощной обречённости  и неспособность воспользоваться помощью единоверцев не позволили Илие продолжить его духовную миссию.  Поэтому Бог позвал на его место других.

В подобной духовной изоляции могут оказаться и современные христиане. Вызванные давлением стресса замкнутость, зацикленность на внутренней боли, погруженность в бессознательную глубину  мутных вод собственных страхов помещают христианскую душу в сети  ложного одиночества.  В такой душе ощущение собственных страданий превосходит веру в Божественную близость, церковное братство, бескорыстную христианскую взаимопомощь и живое сострадание.  «Остался я один… меня никто не поймёт… моя проблема имеет исключительный характер… никто, кроме меня не переживал такой сложной борьбы… помощи ждать не откуда».

Настолько ущербная жизненная позиция может привести к затуханию христианской жизни и закату служения даже очень зрелых личностей.

Евангельская правда другая. Божий Сын воплотился, чтобы опуститься в самое средоточие человеческих скорбей.  Спаситель испил горькую чашу до дна. Он был в ситуации Илии, Он испытывал ужас богооставленности,  стеная в Гефсимании - «Боже мой, почему Ты оставил меня?». Поэтому Он точно способен понять тебя.

 Бог христианского откровения склоняется рядом с отверженными, простирается в утешительной любви к страдающим. Он страстно желает разделить человеческую боль. Он доказал это крестом Голгофы. Он всекгда рядом.  Поэтому у Него нет одиноких детей.

Оглянись вокруг, присмотрись повнимательней к христианскому обществу… Нужно иметь чистое сердце, чтобы увидеть рядом с собой верных, чутких и ответственных  Христовых служителей, способных тебе помочь. У Бога таких много. Воспользуйся этим…

Читайте мою книгу: https://ridero.ru/books/pastorstvo_naiznanku/ 

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Что нам делать с малыми церквями? и Церковь между тоталитарностью и ризомой (непрочитанный доклад)

Алексей Кобелев