Делу венец

Испанского режиссера-сюрреалиста Луиса Бунюэля трудно заподозрить в благосклонности к христианству. «Слава Богу, я все еще атеист», – заявлял он под конец жизни. Тем не менее, один из его лучших фильмов «Млечный путь» посвящен именно Иисусу Христу. Точнее – человеческим представлениям о Христе. На протяжении всего фильма различные люди постоянно и со знанием дела ведут диалоги об Иисусе. Правда, на их жизни излагаемые идеи мало сказываются. В самом же конце перед зрителями предстают двое слепых с палочками – наши современники. Услышав, что Мессия с учениками проходит рядом, они кричат: «Иисус, Сын Давидов, помилуй нас!».

Спаситель исцеляет их и идет дальше. Прозревшие спешат за Ним, но в руках их – все те же палочки, которыми они привычно ощупывают дорогу. А на пути – крохотная канавка. Вся процессия перешагивает ее, даже не заметив, но бывшие слепцы останавливаются, упершись в это препятствие своими палочками. И тогда один, отбросив ненужную более палочку, бежит догонять Учителя. Второй же так и остается стоять в нерешительности.

Весь фильм оказывается лишь предисловием к короткому финальному сюжету, суть которого в том, что не важно, каким мы представляем Иисуса и что знаем о Нем. Мы призваны быть не экспертами, а последователями. Следуем ли мы за Господом, или же продолжаем полагаться на свои палочки, – тот опыт, что накопили, пока еще были слепы, – вот, что главное.

Композиция книги Откровения отчасти схожа с этим фильмом. Всё то множество образов, символов, знамений и деталей, толкованию которых обычно уделяется столь большое внимание, по большому счету – лишь предисловие. Суть откровения Иисуса Христа – в финале книги.

«Мы не знаем, о чем молиться, как должно», – пишет апостол (Римлянам 8:26). Креститель учил молиться своих учеников, и ученики Иисуса просили Господа о том же (От Луки 11:1). Иоанн Богослов учит нас молитве последнего времени (периода между Первым и Вторым пришествиями Христовыми – 1 Иоанна 2:18): «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (22:20)*. Это – самая последняя молитва всей Библии.

«Аминь», – восклицаем мы, а про себя, порой, добавляем: но только не прямо сейчас. Я еще не совсем готов. Мне есть еще, что делать в Вавилоне.

Да, многие из наших земных занятий важны, в том числе, – важны для Царства. Но для обрученной невесты ничто не может быть важнее, чем приход Жениха. Во всякий момент она должна быть готова оставить любое занятие, едва заслышав клич «Жених идет!». Да, вера Христова служит эффективным инструментом укрепления семейных отношений, освобождения от наркотической и алкогольной зависимости, подобающего воспитания детей, правильного распоряжения финансами, развития здорового образа жизни, достижения душевного комфорта, и т.п. Но если только в этом и заключается наша вера, она – лишь некая форма терапевтического монотеистического деизма. Жажда Небес – единственное, что отличает Благую Весть от психологии.

Книга Откровения начинается с послания Господа семи церквам на земле и картины поклонения на небесах. В конце книги земная и небесная Церковь сливается воедино, и предстает перед нами в трех образах – новое творение, город и храм.

НОВОЕ ТВОРЕНИЕ. Не мы отправляемся на небеса – небеса приходят к нам! Бог творит новое небо и новую землю. Мы же во Христе – уже новое творение (2 Коринфянам 5:17)! Мы уже сейчас суть присутствие небес по эту сторону Царства. Причем, мы не занимаемся доставкой Бога туда, где Его нет – Бог привлекает нас к Своему труду там, где Он уже работает. Уже сейчас мы, отчасти, становимся исполнением давнего обетования: «Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны – светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею. Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего» (Исаия 60:19,20).

Астрономы говорят, что каждую секунду Солнце, сгорая, уменьшается в диаметре на полтора метра. Но Господь стал нашим негасимым светом навеки. Ходящий с Ним «не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец» (21:23).

ГОРОД. Слово это сродни понятиям «ограда», «ограждение». В древности наличие защитной стены отличало город от любого другого поселения. Город – безопасное место, и его граждане (т.е. горожане) пользуются всеми правами и привилегиями жизни в нем.

В видении небесного города мы снова встречаем образ патриархов и апостолов, олицетворяющих весь народ Божий. Но здесь это уже не двадцать четыре старца, а двенадцать ворот, на которых «написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых» (21:12) и двенадцать оснований, «на них имена двенадцати Апостолов Агнца» (21: 14). При этом замечательно, что на воротах святого Иерусалима стоят ангелы, глашатаи Благой Вести, а основания его украшены теми же камнями, которыми двенадцать колен Израилевых были представлены на золотом наперснике первосвященника (Исход 28:15-21). Божий народ – един, и не разделяется на ветхий и новый.

Замечательно также и расположение ворот града Господня – по три на каждую из четырех сторон. Ведь три – число имени Бога, а четыре – число мира. Народ Божий оказывается открытыми на все стороны света Божьими воротами, приглашающими жителей Вавилона войти, стать гражданами Царства. «Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою» (21:24). И в этом – исполнение главного обетования из данных Богом Аврааму: «в семени твоем благословятся все племена земные» (Бытие 12:3, 26:4, 28:14; Псалтирь 71:17; Деяния 3:25).

Там, где правит грех, городские ворота – оборонительное сооружение. Их назначение – не дать неприятелю проникнуть вовнутрь. Но не в городе, нисходящем с неба от Бога. «Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет» (21:25). Тем не менее, «не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи» (21:27).

Да, грех продолжает жить в каждом из нас. Рассказывают, некая прихожанка как-то сказала пастору: «Я много раз слышала, как проповедники говорят, что и сами они – грешники. Но вы – первый, кому хочется верить!» Даже апостол признавал: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Римлянам 7:19). Однако, в Граде Господнем нас ждет окончательное освобождение от власти греха – в нем обитают «только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (21:27). Да, мы еще спотыкаемся и падаем. Но это – повод не для огорчения, а для благодарной радости о величии благодати Божьей. Мы очистились не собственными заслугами, а тем, что омыли одежды свои кровью Агнца. Город же – «скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (21:3), как и было предсказано пророком: «имя городу с того дня будет: "Господь там"» (Иезекииль 48:35).

Тщетны попытки определить размер небесного града, переводя греческие стадии в нынешние километры или мили. Получаемые таким образом числа бессмысленны, в то время как сто сорок четыре тысячи (12 х 12 х 1000) символизируют великое множество полноты в полноте. Но даже если допустить возможность вычислить таким образом площадь основания города (а результат превышал бы территорию всей Римской империи), то что делать с его высотой? Как можно представить себе город кубической формы? Впрочем, читатели первого века и не пытались. Они понимали, что в этом видении отображено другое сооружение кубической формы – Святое святых иерусалимского Храма (3 Царств 6:20). Небесный город – место непосредственного присутствия славы Божьей.

ХРАМ. Точнее – отсутствие такового как некоего строения: «Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец» (21:22). А река, исходящая от престола Бога и Агнца – та же, что открывалась в видении пророку Иезекиилю. «И вот, из-под порога храма течет вода на восток... эта вода течет в восточную сторону земли, сойдет на равнину и войдет в море; и воды его сделаются здоровыми… У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева, доставляющие пищу: листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание» (Иезекииль 47:1,8,12). Теперь же оказывается, что вода этой реки способна не только, оживив Иудейскую пустыню, сделать здоровыми воды мертвого моря. Это – река воды жизни! И по берегам ее растут не просто плодовые деревья, а «древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой» (22:2), – то самое дерево, что изначально произрастало в Эдеме. И листья этого дерева уже употребляемы не просто на врачевание, но – для исцеления народов.

Да, Церкви первого века не нужна была очередная загадка. Ей нужны было ободрение, утешение, утверждение в вере и верности. Ей были нужны уверенность и надежда – всё то же, что нужно и нам сегодня. И Бог дает нам эту надежду в радостной вести Апокалипсиса, откровения Иисуса Христа. Божественный Вестник уже сошел на землю, дабы снять печати тайны с замысла Божьего домостроительства (Ефесянам 3:9). Сатана уже низвержен (От Луки 10:18) и скован (От Марка 3:27). Победа одержана, и каждый, кто сделался причастным ей, стал гражданином «града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего» (3:12).

Мы больше «не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Ефесянам 2:19-22).

В книге Откровения не сообщается ничего нового, что не было бы сказано ранее апостолами и пророками. Она – напоминание обо всем этом, посланное Церкви последнего времени ее Небесным Женихом, дабы помочь ей устоять в испытаниях. Мы – Его народ, Его новое творение, Его город, Его храм уже здесь, в поверженном Вавилоне. Наша миссия – исцеление народов. Наша роль – быть распахнутыми воротами града Божьего, призывающими всех жителей Вавилона войти в это место безопасное, укрепленное, стоящее на твердом основании. Это – единственная причина, по которой мы всё еще здесь. «Мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2 Коринфянам 5:20). Мы – откровение Иисуса Христа для погибающего мира. Мы – Его присутствие в этом мире. И мы сами так же ожидаем откровения Господа во всей славе Его.

У вас проблемы и трудности? Но если вы для мира – откровение Иисуса Христа, чему же тут удивляться? «Если Меня гнали, будут гнать и вас», – предупреждал Господь (От Иоанна 15:20). «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (От Матфея 5:11). «В мире будете иметь скорбь» (От Иоанна 16:33). Но у Господа для нас – радостная новость: победа уже одержана. «Мужайтесь: Я победил мир» (От Иоанна 16:33). Оставайтесь же верны и непоколебимы!

____

*Ссылки на Апокалипсис приводятся без указания названия книги (По книге «Радость Апокалипсиса»)

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин