Власть Христова и политика

Проблема Церкви не в том, что она порой не готова дать ответ любому, кто спросит, на чем основана ее надежда. И даже не в том, что она не всегда готова давать этот ответ надлежащим образом – кротко и уважительно (1 Петра 3:15-17). Истинная проблема в том, что никто не спрашивает! 

Только когда благодаря переменам в Церкви общество увидит, что среди христианских кандидатов на выборные должности больше тех, кто соответствует библейским критериям выборных правителей, – людей способных, богобоязненных, порядочных и неподкупных, – у общества возникнет вопрос: в чем кроется причина этой разницы? И вот тогда нужно быть готовым дать ответ. Только так будет расти реальное влияние Церкви в обществе. А влияние и есть власть.

Однако власть эта – совсем иного порядка. Она из Божьего измерения, не из «кесарева». Тем не менее, власть эта реальна! Уже сам факт воплощения Бога в Иисусе переворачивает политические устои в мире с головы на ноги: этим Он «явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных» (От Луки 1:51,52).

Христос – «Царь царей и Господь господствующих» (Откровение 19:16). Кто скажет, что этот титул не имеет отношения к политике? И царство, и господство – политические понятия. В конце концов, даже к смерти Иисус был приговорен по политическому обвинению. И при этом Он не отрицал Своего царского достоинства – не пытался прояснить, что это, как бы, недоразумение и Его, дескать, неверно поняли. Да и ученики Его небезосновательно «надеялись, что Он Тот, Кто должен освободить Израиль» (От Луки 24:21, МБО). Но «под солнцем» власть Иисуса проявляется совершенно не так, как власть земных царей и господ. «Князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (От Матфея 20:25-28).

Античная политология была проста. Для успешного правления нужны были три составляющие: 

1) хлеб, 
2) зрелища,
3) кнут.

Кто мог дать народу хлеб, тот и контролировал ситуацию. Римские правители использовали раздачу хлеба как эффективное средство добиться народной любви. Правда, и любовь эта длилась, пока запасы дармового или, по крайней мере, дешевого хлеба не иссякали. Поэтому Египет, «хлебная корзина» средиземноморья, зачастую мог диктовать Риму свои условия, «перекрывая краник» хлебных поставок и вызывая тем самым гражданские недовольства.

Когда народ был сыт, его следовало должным образом развлекать. В противном случае люд, сам ища себе развлечений, мог выйти из-под контроля. Если же первое или второе не удавалось, нужна была крепкая рука, способная обуздать толпу.

В этом контексте весьма знаменательно искушение Христа диаволом (От Матфея 4:1-11). Во-первых, лукавый предлагает Иисусу неиссякаемый источник хлебных поставок. Превращение камней в хлеба позволили бы не только удовлетворить собственный голод, но и снискать славу у народа. Эффектное шоу катания на ангелах тоже наверняка не осталось бы незамеченным для толп, собирающихся во дворе Храма. Наконец, обладание всеми царствами мира давало бы неограниченный контроль «под солнцем».

Все три составляющие искушения Иисуса в пустыне имеют политический подтекст! Только речь во всех случаях идет об установлении земного царства продвинутого раввина из Назарета, а не небесного Царства Божьего. Одна фраза в этой истории зачастую остается незамеченной толкователями: «окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени» (От Луки 4:13). До какого такого времени отошел лукавый от Спасителя? Они опять окажутся один на один на Голгофе, где снова будет звучать это «если Ты Сын Божий…»! Диавол подвергнет Иисуса наивысшему искушению, крича устами злословящих Христа прохожих: «если Ты Сын Божий, сойди с креста» (От Матфея 27:40)!

В речах лукавого фраза «если Ты Сын Божий» имеет двойственный смысл. С одной стороны, это попытка «взять на «слабо»»: подлинно ли Ты – тот, за Кого Себя выдаешь? А ну-ка докажи! Но не менее важно и второе значение слова «если» – «раз уж». Раз уж Ты действительно Сын Божий – не будь глупцом, воспользуйся этим! Используй всякую возможность во благо Себе, любимому! Преврати камни в хлеб, покатайся на ангелах, обрети власть над всеми царствами земли, сойди с креста!

Иисус не уподобляется земным пастырям народов, пасущих самих себя (Иезекииль 34:2). Ибо Его Царство – не от мира сего (От Иоанна 18:36). Послание Павла Филиппийцам содержит интересный текст, в оригинале – стихотворный. Похоже, апостол цитирует гимн, распевавшийся на богослужениях ранней церкви: 

«Он, по природе Бог, не держался за равенство с Богом,  Но добровольно лишился всего, приняв природу раба, И, человеком родившись, Он был во всем человеку подобен,  Но еще больше себя умалил и так был послушен,  Что принял и смерть саму – смерть на кресте.  За это Бог вознес Его над всеми И имя даровал превыше всех имен,  Чтобы пред именем Иисуса всякое колено преклонилось
На небе, на земле и в преисподней И всяк язык провозгласил, что Иисус Христос –  Господь, во славу Бога Отца»
(Филиппийцам 2:6-11, РБО)

Уничижив Себя, Иисус отказывается от прав и привилегий Сына Божьего ради тех, кого пришел спасти. Он не превращает камни в хлеба, чтобы насытиться Самому. Когда же необходимо, Он преумножает хлеба, чтобы накормить в пустыне изголодавшийся народ (От Иоанна 6:5-14). И тут же, «узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один» (От Иоанна 6:15). А тех, кто последовал за Ним ради хлеба, Христос обличает: «вы ищете Меня не потому, что видели чудеса [буквально – «поняли суть знамений»], но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог» (От Иоанна 6:26-27).

Только задумайтесь: что бы вы сделали в первую очередь, если бы получили ничем не ограниченную власть? И что бы вы сделали, если бы при этом знали, что ближайшие друзья, сидящие с вами за одним столом, через несколько часов бросят вас в беде – все до единого? Даже отрекаться будут, что когда-либо знали вас. А один из них уже и деньги получил, чтобы выдать вас беззаконникам. Как бы вы с ними поступили? Но «Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан» (От Иоанна 13:3-5).

Все, что делает Иисус, несет политический подтекст. Даже широко известное Великое Поручение, по сути, – политическая программа. Оно провозглашает передачу властных полномочий: «Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (От Матфея 28:18-20). Что бы ни творили земные правители, нам заповедано учить все народы о том, Кому дана всякая власть на небе и на земле! И сами мы тоже реально обладаем этой высшей властью, потому что Он – всегда с нами!

Иисус – верховный Правитель. Власть Его безгранична. Поэтому Он – постоянная угроза политикам, положение которых скоротечно, условно, ограничено и эфемерно. И потому апостол ободряет нас: «Каково безмерное величие Его силы в нас, верующих под действием Его всемогущей силы. Этой же силой Бог произвел действие и во Христе, когда воскресил Его из мертвых и посадил по правую руку от себя на небесах, выше всякого начальства, власти, силы и господства, и выше всякого имени, упоминаемого не только в этой жизни, но и в будущей. Бог все покорил под ноги Христа, поставил Его, владыку всего, главой церкви, которая является Его телом, полнотой того, кто наполняет все во всем» (Ефесянам 1:19-23).

Как и было предсказано пророком, «Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Даниил 7:14). Псалмопевец прав: «лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей» (Псалтирь 117:9). 

Политики лишь временно исполняют свои обязанности. 

Христос правит вовеки!

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин