Освящение - это даже не то, что дает познание Христа?

Слово «святой» изначально (как по-еврейски, так и по-гречески) означает «иной», «выделяемый среди прочих». Соответственно «освящение» означает изменение предназначения, отделение для некой особой цели. К примеру, правила кашрута запрещают (ссылаясь на Исход 23:19, 34:26 и Второзаконие 14:21) использование одной и той же кухонной утвари для мясных и для молочных продуктов. И соблюдающие кашрут евреи, когда принимают решение, каким из кухонных ножей они будут резать мясо, а каким – сыр, буквально «освящают» один из ножей для мяса, а другой – для сыра.

Но, все же, имеется существенная разница между освящением некоего предмета для особых нужд и освящением человека как предоставлением его себя Богу. 

Освящение предмета не меняет свойств самого предмета. Освящение же человека, подчиняющегося воле Божьей, меняет человека. 

Взирая на славу Господню и развивая навык поступать «достойно Бога» (Колоссянам 1:10, 1 Фессалоникийцам 2:12), мы все более «преображаемся в тот же образ» (2 Коринфянам 3:18).

Таким образом, освящение – это процесс восстановления в народе Божьем подобия Божьего через уподобление Христу. По Божьему замыслу мы – цель творения и слава Творца. «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?», – пишет апостол (Римлянам 8:32). Божья воля о нас несравненно больше воли человеческой. И если наше своеволие не будет препятствовать Его воле, мы, отдавая Ему свое смертное тело, получаем подобие прославленного Тела Христова. Отдавая Ему земное, взамен получаем небесное.

Следованию по пути освящения может способствовать множество разнообразных факторов. Наиболее распространенным стимулом является чье-либо влияние – когда мы хотим походить на кого-то, подражать его примеру. Способствуют желанию идти за Христом и хорошие истории, книги, кинофильмы. Причем, не только христианские. Ведь, как отметил Блаженный Августин, «всякая истина – от Бога». Те или иные книги и фильмы потому и получают признание среди ищущих истину, что раскрывают глубинные сущности, «самый образ вещей» (Евреям 10:1). Настоящее искусство указывает на подлинные ценности, и, в конечном итоге, – на «неведомого Бога». Далее, кого-то может направлять страх, боязнь наказания. Кого-то – благодарность за пережитую Божью заботу. Не последнюю роль играет и благоговение перед Богом: поклоняясь Ему, мы испытываем величие Божьей любви к нам и хотим соответствовать Его ожиданиям.

Все эти стимулы хороши, и все они – от Бога. Но сами по себе они недостаточны для достижения истинной святости, поскольку не передают Библейскую истину во всей ее полноте. 

Они относительны и ведут лишь к некой относительной святости. В то же время для полноты освящения необходим абсолютный стимул. Именно такой стимул задает Бог в Священных Писаниях Ветхого и Нового заветов: «будьте святы, потому что Я свят»!

«Я – Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш свят … Я – Господь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак, будьте святы, потому что Я свят» (Левит 11:44-45).

«Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1 Петра 1:14-16).

Святость Бога совершенна. Он – «абсолютно иной». Ничто сотворенное не может сравниться с Творцом. Призыв «Будьте святы» освобождает нас от эфемерных ценностей тварного мира, от относительных и ограниченных мотивов и устремлений типа «будьте богатыми», «будьте здоровыми», «будьте веселыми». Божья воля – наше уподобление Ему. Распинатели должны уподобиться Распятому. Да, благие побуждения могут сделать нашу жизнь благой, но они не в состоянии сделать ее святой – иной, отличной от бытия этого мира.

«Вот почему Христос, придя в мир, говорит: 

"Не захотел Ты жертв и приношений, но уготовил тело Мне. Не радуют Тебя ни всесожжения, ни жертвы за грехи. Тогда сказал Я: "Вот Я, Я иду, как в свитке книги обо Мне написано, исполнить, Боже, Твою волю"» (Псалтирь 39:7-9).

Сначала Он говорит: "Ты не захотел" того, что приносится по Закону: "ни жертвы, ни приношения, ни всесожжения, ни жертвы за грех Тебя не радуют". А потом Он сказал: "Вот Я, Я иду исполнить Твою волю". Он отменяет первое, чтобы утвердить второе. Так как Иисус Христос исполнил волю Бога, мы были освящены принесением в жертву, раз и навсегда, Его тела» (Евреям 10:5-11).

Быть святыми – значит быть сопричастными этой жертве, иметь Христа в себе. 

Освящение – это не то, что дает христианская этика. Это не то, что дает Церковь, и не то, что дает Библия. Это даже не то, что дает познание Христа. 

Освящение – это Сам Христос, живущий в нас. Мы благочестивы в той степени, в какой благочестив наш характер, наши мотивы, наши цели и наши поступки. Но мы святы лишь в той мере, в какой имеем Христа в себе. И если мы довольствуемся меньшими стимулами, то это лишь потому, что недостаточно соединены с Ним.

Не имея Его в сердце, мы ищем его в книгах, в доктрине, в посещении церкви, в проповедях, в делах, и т.п. Апостол же предупреждает: «Как вы приняли Христа Иисуса как Господа, живите в единении с Ним. … Смотрите, чтобы никто не завлек вас в сети пустым и лживым философствованием, идущим от людских преданий и стихий мира, а не от Христа. Потому что в Нем воплотилась и обитает вся полнота Божества. И вы обрели полноту жизни в единении с Ним – Главой Начал и Властей (Колоссянам 2:6, 8-10). В этом единении со Христом и заключается практическая христианская этика.

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин