Как связаны познание Божьей воли и послушание Ему

Божья воля может открываться нам разными путями. Один из них – благочестивое рассуждение. «Если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум», пишет Соломон (Притчи 2:3-6). 

Немаловажное значение имеет и опыт, когда «чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евреям 5:14). 

Помочь увидеть волю Божью могут и стечение обстоятельств, и мудрые советы, и пример других людей, и чья-либо потребность в заботе, и многое иное. Порой такие средства познания Божьей воли более надежны, порой – менее. Но важно помнить: все они – второстепенны. 

Главным инструментом познания частной Божьей воли является послушание Ему.

Подобно тому, как глаз служит средством физического зрения, а ум – средством зрения интеллектуального, послушание – средство духовного зрения. «Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю» (От Иоанна 7:16). Учение Христово – не набор догм или правил и не абстрактная теория, а всецелое подчинение себя Божьему водительству. И божественная природа этого учения открывается не тому, кто, просто любопытствуя, хочет знать про Божью волю, а тому, кто хочет творить ее. Кто хочет творить – тот узнает. Для этого нужны не аналитические способности, а сердце, преданное Богу.

Апостол указывает на двойственную задачу, стоящую перед последователями Христовыми. С одой стороны, необходимо вникать в Писание, указывающее на пути нашего совершенствования: «все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тимофею 3:16-17).

Но само по себе знание, оставаясь чисто теоретическим, ничего не изменит. 

Христос пришел не для того, чтобы информировать нас, но чтобы трансформировать. 

Поэтому, с другой стороны, необходимо вникать в себя, дабы видеть, где мы еще недостаточно проявляем послушание тому, что нам уже открыто: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тимофею 4:16). Нам надлежит не только слушать Бога, но и слушаться Его.

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин