Что вы по-настоящему ищете в жизни?

Сегодняшние литургические чтения все концентрируются на одной важной теме - призвание человека. Призвание. Об этом много проповедует, христиане много размышляют о призвании. Никто не хочет прожить короткую жизнь впустую, мы все ищем смысл и значение того, ради чего живем. Если человек нашел Смысл с большой буквы, он готов ему посвятить всю жизнь, а иногда и пожертвовать ее.И вот Иисус в Евангелии обращается к будущим апостолам, а тогда еще ученикам Иоанна: Что вам надо?

Незадолго до этого случилось потрясшее Иоанна Крестителя событие. Молодой духовный учитель, равви, пришедший креститься, то есть совершить ритуальное омовение в знак покаяния и преображения своей жизни оказался отмечен высшим знамением, как Мессия Израиля. Тот самый, кого ожидал еврейский народ сотни лет. Тот самый, чье пришествие призван был возвестить сам Иоанн.

Мы не знаем точно, что тогда случилось. Нам сложно представить, что увидели бы мы, если бы в этот момент находились на берегу. В Евангелии от Матфея мы читаем, что Иисус увидел раскрытые небеса, Духа Святого и глас Отца с небес. Но в более позднем Евангелии от Иоанна мы это же читаем как свидетельство самого Иоанна также. Он увидел нечто, что убедило его в особом предназначении Иисуса.

В Ветхом завете, а Иоанн был человеком еще ветхозаветного мышления, Дух для евреев - это была сила, дыхание жизни. Но также в Библии встречается и Дух Божий - уникальное вдохновение, вхождение Божественного в человеческую жизнь, которое охватывало избранных людей для исполнения особого поручения или служения. Это было временно. Но Иоанн говорит об Иисусе нечто особенное, он увидел (а описал как снисходящего голубя), что Дух Божий пребывает на этом человеке. То есть Иисус являл удивительную силу Присутствия Бога, и эта сила была явна каждому, и она была Его сущностью, а не временным качеством, которое то появлялось, то исчезало.

Встреча с этим Присутствием изменила и сердца и жизни учеников. Это были Иоанн и Андрей, которого потом назовут Первозванным.

На следующий день снова стоял там Иоанн и с ним два его ученика. Увидев идущего мимо Иисуса, Иоанн говорит: «Вот Божий Ягненок!» И оба ученика, услышав его слова, пошли вслед за Иисусом. Он, обернувшись и увидев, что они идут за Ним, говорит им: «Что вам надо?» А они в ответ спросили: «Рабби́ (что значит „Учитель“), где Ты живешь?» «Пойдемте, и увидите сами», — говорит Он. Было около четырех часов пополудни. И вот они пошли с Ним, увидели, где Он живет, и пробыли у Него до конца дня. Один из двоих, тех, что слышали слова Иоанна и пошли за Иисусом, был Андрей, брат Си́мона Петра. Первым делом он разыскал своего брата Симона и сказал ему: «Мы нашли Месси́ю». (Это значит «Помазанник», Христос.) Он привел его к Иисусу. Иисус, пристально посмотрев на него, сказал: «Ты Симон, сын Иоанна. Но ты будешь зваться Кифа́». (Это значит «Скала», Петр.) (Иоанна 1: 35-42)

Они были учениками Иоанна. И вот они видят Иисуса, Который проходил мимо. Иоанн Креститель показывает на Него и говорит: «Вот Божий Ягненок». Удивительное смирение! Иоанн удержался от искушения создать вокруг себя секту или обособленное движение. Это не было его призванием. Его призванием было указать на Иисуса, и Он это сделал, оставшись верным Богу.

Ученики вероятно тоже увидели что-то необычайное в проходящем проповеднике, потому что сразу встали и пошли за ним, оставив своего духовного наставника.

Иисус оборачивается и спрашивает их об очень важной вещи: Что вам надо? Что вы ищете в жизни? Этот вопрос Иисус ставит и перед нами также - что мы на самом деле ищем в жизни? Минутных удовольствий? Богатства? Временной славы? Покоя?

Что мы ищем в жизни по-настоящему? Смысла! Мы хотим понять, зачем ЭТО ВСЕ? Для чего я живу? Каков смысл страдания? Как достичь свободы? Кто я? Это так называемые «проклятые вопросы» о предельных основаниях человеческого бытия.

Это то, что мы ищем и находим в вере. О том, как справиться со стрессом - нам лучше психолог расскажет. Как стать богатым - тренер личного развития. А вот на вопрос: кто я? - отвечает религия. Очами созерцания мы познаем предельные вопросы. Око разума тут бессильно, оно только намекает на смыслы, а вот оком духа мы познаем глубины нашего бытия.

Пойдемте и увидите сами - это приглашение Иисуса касается не только апостолов. Оно обращено к каждому из нас. Мы пошли и увидели. Очи нашего духа раскрываются, когда мы слышим Слово и принимаем Таинства. Бог касается человека, и вдруг мы Понимаем (именно так - с большой буквы!) то, что только подозревали или интуитивно предчувствовали. Он есть Любовь. И эта Любовь направлена ко мне лично. И эта Любовь изливается через меня в этот мир. Вот буквально - через меня физического, маленького и теплого.

Разве вы не знаете, что ваши тела — части тела Христа? ...А тот, кто соединился с Господом, один дух с Ним. Разве вам неизвестно, что ваше тело — Храм, в котором живет Святой Дух, полученный вами от Бога, и вы не принадлежите себе? (1 Кор 6: 14-20)

Когда мы приходим к Иисусу, то постепенно по мере духовного роста, мы открываем новые и новые измерения этой Любви.

Католический монах-францисканец Ричард Рор писал: «Ваша жизнь не о вас. Это вы о Жизни. Вы — частица вселенского вечного узора. Единая Жизнь, которую многие называют «Бог», живёт внутри вас, через вас, и в качестве вас! Вы никогда не были отделены от Бога, кроме как в своём уме. Можете представить это себе?!»

Войти в свое Призвание - значит ответить на глубокий призыв этой Жизни, и стать частью этого вселенского танца Божьей Любви.

Это значит, что вся наша жизнь: не только духовная составляющая, но и физическая телесная также посвящены Богу. Нет ничего дурного, если это происходит в гармонии и единстве с Источником Жизни, с Богом.

Секс - это прекрасный дар и наслаждение от Бога. Еда - подарок от Бога. Все является священным и все является даром, когда реализуется в согласии с волей Бога. Христианская мораль, аскеза - не для того, чтобы лишить нас чего то важного и приятного. Она призвана привести в гармонию наши стремления, чтобы они не разрушали нас, но формировали более гармоничную и целостную личность.

Бог не хочет, чтобы ты был несчастен, но Он не хочет, чтобы ты как капризный ребенок разрушил свою жизнь, следуя сиюминутным страстям.

Вернемся к фундаментальным истинам, выраженным в христианской теологии через св. Фому Аквинского и очевидным уже в самые ранние века Церкви: Благодать созидает а не уничтожает природу!

Не в этом ли предельный смысл того, что Слово стало плотью и стало обитать с нами? Приход благодати не уничтожает нас, равно как не уничтожает и нашу культуру, наш жизненный и духовный опыт и прочие сокровища.

Мы и все, что у нас есть – все это принято, почтено и ведется к исполнению.

И когда люди приходят в Церковь, или когда Церковь приходит к людям, нашим первым делом, наряду с несением Благой Вести Иисуса, должно быть почтение уже имеющихся у них сокровищ, принятие этих даров, их возвышение, прочтение над ними молитвы.

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Гигиена ума: как освободиться от пропаганды и Протестантский монастырь - возвращение к истокам?

Павел Левушкан