Не бойтесь сомнений

Сомнения - это повод начать искать истину, сомневаться в себе и своем знании, а не в вечных истинах. 

Когда человек обладает нетвердым умом, то его ненависть к науке и новым знаниям порождает страх сомнений. Вы встречали таких людей? Я встречал. Ребята, которые построили вокруг себя настолько мощные заборы, что никакое иное мнение не может просочиться сквозь них. Есть только два мнения: мое (наше) и неправильное.

Давайте посмотрим на этимологию слова «сомнение». Если значение слова «мнение» более-менее понятно, то приставка «со» иногда вызывает непонимание. Буквально она  означает «Взаимосвязь, совместность, некую общность», и слово обозначает совместное действие или общность. Например «сообщество», «сопереживание», «согласие», «содействие» и так далее. Однако есть несколько исключений, например «сумерки», где значение слова противоположно и означает «не совсем умер». К исключениям относится и слово «сомнение».

Давайте посмотрим его этимологию в школьном этимологическом словаре: Сомнение — Заимствовано из старославянского языка. Суф. образование от сумьнѣти «сомневаться». См. мнить, мнение. Су>со под влиянием слов с приставкой съ- (>со-).

Обобщая, можно сказать, что слово «сомнение» буквально означает «ещё одно» или «второе» мнение. И это именно то, чего боятся люди с нетвердым умом. Привыкнув к тому, что их точка зрения единственно верная, они не могут понять, причем искренне, как может появиться ещё одна, и автоматически относят её к неверным.

Сомнения призваны возбудить в нас дух исследователя, а не разрушить Истину, которую они просто не могут разрушить

Может ли другая точка зрения быть неверной? Вполне. Однако речь не об этом. Когда мы боимся другой, отличающейся от нашей, точки зрения, то тем самым мы громко заявляем, что не совсем уверены в собственных убеждениях. Потому что, как я уже писал раньше, истина не боится критики.

Один мудрый старец, как-то мне сказал: «Ты не можешь называть себя настоящим христианином, если ты ни разу не сомневался в Боге». Что же говорить о Церковной догме, о собственных убеждениях и силе? Сомнение должно вызывать у нас не антагонизм и отторжение, а стремление исследовать и искать истину. И приводить оно должно не к потере веры и разочарованию, а к победе и утверждению истины.

Как написал один из отцов Церкви: «все дороги на земле ведут в Рим и все размышления о Боге приведут в Небо». И я с ним согласен. Каждый раз, когда в мое сердце приходит сомнение или кто-то его туда сеет, я беру Писание и не выпускаю его из рук, пока не докопаюсь до истины. И знаете, ни разу не было так, чтобы сомнение победило. Я помню слова Лестера Самрала: подвергайте сомнению ваши сомнения. Поэтому, рассматривая и изучая, я исхожу именно из этой точки зрения.

Часто оказывается, что мои воззрения не были верными, и сомнение было обоснованным. И я разочаровывался в себе, но всегда утверждался в правоте и истинности Слова Бога. Сомнения приводили к несостоятельности доктрин, мнений, моих взглядов, правил церкви или устоявшихся традиций, но никогда не могли подорвать истину Божьего Слова.

Как отцы, мы просто обязаны быть людьми, которые не боятся иных мнений. Мы не можем быть теми, кто строит крепости и обороняется от любых проявлений инакомыслия. Мы должны быть исследователями, которые становятся сильнее и опытнее после того, как разберутся со своими сомнениями.

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Амида, женщина-апостол и Маленькое послание моему возлюбленному в Господе сыну. Десятина