Муж - жена. Кто кому должен

Каждый из супругов должен в равной мере проявлять перечисленные Петром качества, не возлагая ответственность за часть из них или за все на другого.

1 Петра 3:8 «Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры…» 

В этом отрывке Петр говорит о том, что должно быть присуще обоим супругам в отношениях  в семье и не только. Многие просто делят ответственность и постоянно требуют неукоснительного исполнения этих правил. Это неверный подход. Мы не можем сказать: «твоя ответственность мыть посуду, а твоя выносить мусор» так же, как и «ты будешь терпеливым, а ты милостивым».

Для гармоничных отношений в семье необходимо, чтобы каждый проявлял все необходимые качества.Если же их нет, то нам стоит просить у Бога, как об том пишет Яков относительно мудрости. Бог обязательно даст. Итак, мы говорили о том, что жена подчиняйся, а муж уважай жену. И в этом нет ни намека на рабство или унижение.

Речь идет о порядке взаимоотношений. И, по моему мнению, это единственное различие, на которое стоит обратить внимание. Все остальное должно в равной мере присутствовать в наших словах, поступках и решениях.

Каждый из нас должен применять перечисленные Петром качества.

Первое, о чем говорит Петр, — это единомыслие или единство взглядов. Именно поэтому почти все пасторы учат тому, что выходить замуж и жениться на неверующих не стоит. А многие запрещают. Я тоже не сторонник благословения таких пар. Последний конфликт в церкви был именно из-за того, что одна сестра вышла замуж за человека, по сути, не воцерковленного. Почему? Потому что единомыслие - это один из столпов любого сообщества, начиная с семьи, заканчивая церковью.

Нет, я не говорю о том, что мы должны быть идеально согласны со всем. Отнюдь. Я говорю о единстве в основных базовых, жизненных ценностях. Которыми, на мой взгляд, являются: вера, нравственность, отношение к обществу и уровень ответственности.

Вера — это основной камень в фундаменте жизни. И здесь три вопроса, которые разветвляют наш путь: веришь или нет; в кого или во что ты веришь; как ты веришь? Верующий и неверующий вместе только в период влюбленности, затем начнется война за влияние. Это просто неизбежно. Война будет до победы одной из сторон либо поражения обеих.

В кого ты веришь? Если один верит в Будду, а другой вверил свою жизнь Христу, то это два разных пути не только к спасению, но и два разных способа формирования мировоззрения. Один основан на самосовершенствовании, а другой - на благодати. Соответственно, мы получим два разных взгляда на мир, человека и отношения. Конфликт неизбежен.

Третий вопрос: «как ты веришь?» не менее важен.  Допустим, мы имеем двух христиан. Один верит в то, что его душу вымолят монахи в соответствии с учением о сверхдолжных заслугах, а другой уповает на благодать. Один верит в то, что распространять свою веру - это навязывать людям чужие идеи, а другой,что вера без дел мертва. Вопрос «как?» очень важен. Не разрешив его, к единомыслию мы не придем.

Я намеренно не желаю давать готовые ответы, вернее, мою версию готовых ответов, потому что уверен,что каждая семья самостоятельно должна прийти к единомыслию. И, если кто-то просто пройдется по этим вопросам, то возможно увидит что-то для себя рациональное.

Второе, о чем говорит Петр, — это сострадание. Вернее, это слово имеет 2 значения и, по моему мнению,второе является не менее важным, чем первое. Это слово συμπαΘής (сюмпатэс) — относящийся с симпатией, сочувствующий, соболезнующий, сострадательный. Обратите внимание также на то, что именно это слово было заимствовано из греческого для того, чтобы выразить наше позитивное отношение к человеку — «симпатичный».

Таким образом, Петр призывает нас, как супругов, относиться друг к другу с симпатией. Не насторожено, не придирчиво, а именно с симпатией. Кстати, это слово применялось и как созвучность, например νεũρα αλλήλοις συμπαθέα — созвучные друг другу струны. Именно это, я думаю, и имел в виду Апостол. Именно изначальный настрой на позитив, положительный и даже излишне позитивный взгляд, помогают преодолевать множество разногласий.

Третье качество, о котором пишет Петр, — это братолюбие. И здесь, я уверен, речь идет именно о христианском контексте братства, что лишний раз показывает, хоть и косвенно, что жениться на неверующей и выходить замуж за неверующего - не совсем правильное решение.

Итак, мы должны видеть в нашем супруге или нашей супруге брата или сестру во Христе. Это важно. Уважение к жене, о котором мы говорили в прошлом посте, просто невозможно без осознания того, что жена является равной наследницей Небесного царства. И подчинение жены немыслимо, если она не относится к мужу как к человеку, подвластному Христу. Иначе это будет форменное рабство. Если муж не подвластен Христу, то он деспот, на которого никто не может повлиять, чего не может быть, если он истинный раб Христа.

Следующее, о чем пишет Апостол Петр, — это милосердие. Это слово не нуждается в особом комментарии. Достаточно сказать, что нам необходимо настроиться на милость, а не на суд. Покрывать ошибки, а не выставлять их и, тем более, не использовать ради манипулирования и давления, которые многие ошибочно принимают за дисциплинирование. Кстати, мы не призваны дисциплинировать своих супругов. Это прерогатива Бога. Наша задача быть готовыми прощать. Именно это предотвратит глубокий раскол в семье. Кто-то скажет, что устал прощать. Это бывает, но только потому, что вы залимитировали прощение, к примеру: «только до этой границы» или «только не это». Но, если вы заблаговременно подготовитесь к милости, то у вас не будет проблем с прощением. Вернее, прощать всегда трудно, но вы сможете это сделать.

Последнее в этом отрывке, относящееся ко всем супругам, — это смиренномудрие. Что это значит? Многие не понимают этого слова. Это слово ταπεινόφρονες, (тапэйнОфронэс ) – смиренномысленные. Кстати, это слово в Писании встречается только в данном отрывке. Буквально оно переводится как «думающий смиренно».

Каждый из нас должен думать о себе скромно. Не думать, что тебе дано больше мудрости или кому-то меньше. Мы имеем равный доступ к Источнику мудрости. И поэтому не должны превозноситься и делать себя кем-то нереально умным и продвинутым. Многие люди сегодня превозносятся над всеми остальными. Мы живем во время, когда тщеславие стало образом жизни. Изжив его, мы обретем истинный мир.

Вы готовы прилагать усилия, изменяя себя ради мира в семье?

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Амида, женщина-апостол и Маленькое послание моему возлюбленному в Господе сыну. Десятина