Четыре вида растений и «Закон Яровой»

Рекомендации адвоката по действиям, необходимым для исполнения российского законодательства при реализации мицвы о четырех видах в публичном месте в связи с требованиями «Закона Яровой» (Отвечая на вопрос респондента).

ВОПРОС: Послезавтра днем и в последующие дни (периода суккот) я с детьми собираюсь прогуливаться по просторам нашего города, с целью предложить евреям возможность выполнить заповедь трясения лулавом. Действовать я планирую исключительно от собственного (еврейского правда) лица, не будучи никем, кроме Б-га Святого, уполномочен этим заниматься. Будут ли мои действия противоправными?

ОТВЕТ: Согласно п.1 статьи 3 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях": В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, осуществлять обучение религии и религиозное воспитание, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе создавая религиозные объединения.

Данная норма базируется на положении статьи 28 Конституции Российской Федерации, которая гласит:

"Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними".

Мы можем увидеть из приведенных норм две гарантии: свободы совести (верить во что ты хочешь) и свободы вероисповедания (реализовывать то, во что ты веришь). При этом, последнее, согласно п.1 ст.3 ФЗ-125 не связано законодателем с принадлежностью к религиозному объединению. То есть, чтобы реализовывать свою свободу совести человек не обязан быть частью той, или иной общины и соответственно иметь от этой общины полномочия для совершения действия, которые законодатель понимает как реализацию свободы совести.

В чем состоят эти действия?

Согласно п.1 статьи 6 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях": Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:
вероисповедание;
совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Следует отметить, что законодатель при этом забыл дать определение, что такое богослужение, обряд, церемония и какая между ними разница.

Таким образом, реализовывать свою свободу совести, религиозный еврей (верующий иудей), не создавая религиозного объединения, может путем: обладания определенными убеждениями в виде вероисповедания, совершение богослужения, обрядов и церемоний, обучать религии своих последователей, осуществлять религиозное воспитание.

Исходя из вышесказанного, желание "исключительно от собственного (еврейского) лица, не будучи никем, кроме Б-га Святого, уполномочен этим заниматься, совершать с детьми, прогуливаясь по просторам города, заповедь трясения лулавом", вполне законна.

Однако, есть норма закона и реальная практика правоприменения, между которыми порой обнаруживается значительная разница.

Летом 2016 г был принят Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности». В обиходе он получил название "Закон Яровой" по имени одного из депутатов, внесшего законодательную инициативу.

"Закон Яровой" внес поправку в действующий ФЗ-125 "О свободе совести и религиозных объединениях" в виде двух новых статей, которые дали определение еще одного способа реализации свободы совести - миссионерской деятельности, а также предоставили регламентацию этой деятельности.

Вот эти поправки:

Статья 24.1. Содержание миссионерской деятельности
(введена Федеральным законом от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

1. Миссионерской деятельностью в целях настоящего Федерального закона признается деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения, осуществляемая непосредственно религиозными объединениями либо уполномоченными ими гражданами и (или) юридическими лицами публично, при помощи средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо другими законными способами.

2. Миссионерская деятельность религиозного объединения беспрепятственно осуществляется:
в культовых помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;
в зданиях и сооружениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;
в помещениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены здания, имеющие соответствующие помещения, по согласованию с собственниками таких зданий;
в помещениях, зданиях, сооружениях и на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или предоставленных на ином имущественном праве организациям, созданным религиозными организациями;
на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;
в местах паломничества;
на кладбищах и в крематориях;
в помещениях образовательных организаций, исторически используемых для проведения религиозных обрядов.

3. Не допускается осуществление миссионерской деятельности в жилых помещениях, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.

4. Запрещается деятельность религиозного объединения по распространению информации о своем вероучении в принадлежащих другому религиозному объединению помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения, без письменного согласия руководящего органа соответствующего религиозного объединения.

Статья 24.2. Порядок осуществления миссионерской деятельности
(введена Федеральным законом от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

1. Граждане, осуществляющие миссионерскую деятельность от имени религиозной группы, обязаны иметь при себе решение общего собрания религиозной группы о предоставлении им соответствующих полномочий с указанием реквизитов письменного подтверждения получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, выданного территориальным органом федерального органа государственной регистрации.

2. Миссионерскую деятельность от имени религиозной организации вправе осуществлять руководитель религиозной организации, член ее коллегиального органа и (или) священнослужитель религиозной организации.

Иные граждане и юридические лица вправе осуществлять миссионерскую деятельность от имени религиозной организации при наличии у них документа, выданного руководящим органом религиозной организации и подтверждающего полномочие на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации. В данном документе должны быть указаны реквизиты документа, подтверждающего факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц и выданного федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом.

Настоящие правила не распространяются на миссионерскую деятельность, предусмотренную пунктом 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, вправе осуществлять миссионерскую деятельность:

от имени религиозной группы - только на территории субъекта Российской Федерации, в котором расположен территориальный орган федерального органа государственной регистрации, выдавший письменное подтверждение получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, при наличии документа, указанного в пункте 1 настоящей статьи;
от имени религиозной организации - только на территории субъекта или территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с территориальной сферой деятельности указанной религиозной организации при наличии документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи.

4. Иностранные граждане, въехавшие на территорию Российской Федерации по приглашению религиозной организации в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона, вправе осуществлять миссионерскую деятельность только от имени указанной религиозной организации на территории субъекта или территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с территориальной сферой ее деятельности при наличии документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи.

5. Не допускается осуществление миссионерской деятельности от имени религиозного объединения, цели и действия которого противоречат закону, в том числе которое ликвидировано по решению суда, или деятельность которого приостановлена или запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", а также физическими лицами, указанными в пунктах 3 и 4 статьи 9 настоящего Федерального закона.

6. Не допускается осуществление миссионерской деятельности, цели и действия которой направлены на:

нарушение общественной безопасности и общественного порядка;
осуществление экстремистской деятельности;
принуждение к разрушению семьи;
посягательство на личность, права и свободы граждан;
нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;
склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;
воспрепятствование получению обязательного образования;
принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;
воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;
побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и к совершению иных противоправных действий.

7. В случае осуществления миссионерской деятельности, предусмотренной пунктами 5, 6 настоящей статьи, религиозное объединение несет ответственность за миссионерскую деятельность, осуществляемую от его имени уполномоченными им лицами.

Как мы видим в п.1 статьи 24.1, имеется четкое определение что может быть квалифицированно как миссионерская деятельность: деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения, осуществляемая непосредственно религиозными объединениями либо уполномоченными ими гражданами и (или) юридическими лицами публично, при помощи средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо другими законными способами.

Таким образом, мы можем обнаружить здесь, что поправка касается деятельности только религиозного объединения, которое согласно упомянутого ФЗ-125 может быть в форме: Централизованной религиозной организации, Местной религиозной организации или религиозной группы.

К "частно-практикующему еврею", так сказать, формально это не должно иметь отношение.

Однако, более года действия "Закона Яровой" показали, что правоприменительная практика исходит не из буквы закона, как должно бы быть, а из его " духа" и "смысла". Последние будет определяться конкретным правоприменителем в лице полицейского и мирового судьи, чьи познания и в ФЗ-125 и в иудаизме обычно не велики.

Правоприменительная практика пошла по пути отрицания права человека на реализацию свободы вероисповедания вне рамок религиозного объединения. Другими словами, если ты делаешь "что-то религиозное" в кармане у тебя должна лежать справка от какого объединения ты это делаешь. Это вполне соотносится с тенденцией усиления роли российского государства и желания контролировать максимально возможные сферы жизни.

Понятие "миссионерской деятельности" было введено новым законом как дополнительный признак деятельности религиозного объединения, но на практике все, что делает религиозное объединение и верующий, теперь понимается как миссионерская деятельность. В том числе под миссионерской деятельностью могут пониматься богослужения церемонии и обряды.

Это подтверждает многочисленная практика осудительных судебных актов по всей стране, где административному наказанию подвергались граждане и не граждане Российской Федерации, которые совершали групповое исповедание веры, полагаясь на п.1 статьи 3 ФЗ-125: В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, осуществлять обучение религии и религиозное воспитание, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе создавая религиозные объединения.

Суды принимали решение в виновности граждан, которые совершая "что-то религиозное" тем самым "создали религиозную группу, но ее не зарегистрировали.

Практика к пошла по пути закрепления каждого верующего за каким-то религиозным объединением, представляя собой аналог некоего "религиозно-крепостного права". Все это делается с целью облегчению контроля за деятельностью верующих.

Важно также отметить, что еврей в талите, исполняющий заповедь о четырех видах растений, на улицах российского города конечно будет представлять собой зрелище весьма экзотическое, а потому привлекающее внимание.

Помимо проблематики ,связанной с осуществлением "миссионерской деятельности", важно понимать, потрясание четырьмя видами в общественном месте и в группе потрясающих, формально подпадает под действие еще одного закона, который к "Закону Яровой" не имеет никакого отношения, но от этого не легче, так как его целью является также ограничение деятельности гражданского общества. Речь идет о Федеральном законе "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19.06.2004 N 54-ФЗ

Согласно п.1 статьи 24.1 ФЗ-125 :…распространение (веры) «другим законными способами» - по формальным признакам будет соответствовать участию в публичном мероприятии, что предполагает уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником).

Санкции за нарушение в сфере миссионерской деятельности указаны в п.3, п.4 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ:

3. Осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования, в том числе выпуск или распространение в рамках миссионерской деятельности литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов без маркировки с указанным наименованием или с неполной либо заведомо ложной маркировкой, -
влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов.
(часть 3 введена Федеральным законом от 06.07.2016 N 374-ФЗ)
4. Осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.

Как может быть реализована эта санкция в нашем случае?

По п.3 обвинение может быть предъявлено в связи с тем, что при потрясании не было обозначено каким объединением это действие совершается.

То есть правоприменитель, исходя из сложившейся практики, будет устанавливать связь с религиозным объединением. Если таковая связь будет найдена, например путем признания лица о своей принадлежности к той или иной общине (на практике этого признания, запротоколированного и подшитого в дело в качестве объяснения задержанного) оказывается вполне достаточно. Если же задержанные не признается, то он будет обвинен , что объединение в виде религиозной группы создал, но не зарегистрировал.

Первая жертва "Закона Яровой" мой клиент американец Осеварде Дональд Джей, проживавший в Орле, был привлечен именно по этим основаниям.

В последнем случае штраф будет наложен на физическое лицо, максимальный размер которого будет составлять 50000 рублей. Религиозная организация рискует (в случае обнаружения нарушений, а при желании их всегда можно найти как показывает практика) значительно большими суммами - до 1000000 рублей.

При этом, как известно заповедь о четырех видах растений исполняется от рассвета до захода солнца во все дни праздника суккот, кроме субботы. И она выполняется только один раз в день.

Таким образом, при неблагоприятных обстоятельствах штраф может быть наложен по каждому инциденту в течении 6 дней и на каждое физическое лицо, что представляется весьма существенной суммой в качеств е платы за исполнение заповеди.

НЕУЖЕЛИ ВСЕ ТАК ПЛОХО?

Ну вообщем-то хорошего мало и я отнюдь не сгущаю краски, однако выход всегда есть. Конечно, можно рассчитывать на русский авось и действительно не факт, что что каждый выход с четырьмя видами на улицы города приведет к привлечению по административному правонарушению. Но рассчитывать на авось, мне кажется, это как-то не по-еврейски...

Сразу также оговорюсь, что любые нижеприведенные советы практикующего адвоката, специализирующегося в данной проблематике, не гарантируют 100% безопасности, так как в России, как известно «Закон, что дышло: куда повернул, туда и вышло». А кто вам сказал, что это дышло будем поворачивать не мы с вами? В последнем случае нужно разбираться в нюансах закона.

ЧТО МОЖНО ПРЕДПРИНЯТЬ?

Первое, что нужно понять, что при неблагоприятном развитии обстоятельств (под благоприятным будем понимать - отсутствие внимания к верующим со стороны правоохранительных органов), исполняющие мицву будут иметь дело с представителем правоохранительных органов в лице рядового состава патрульно-постовой службы полиции (ППСП) — структурного подразделения, предназначенного для обеспечения общественного порядка.

В случае обнаружения совершаемого правонарушения сотрудник ППСП должен: составить рапорт, составить протокол об административном правонарушении, задержать нарушителя, передать нарушителя с собранным материалом в суд для решения вопроса. Допустить этих действий сотрудника нельзя не в коем случае, потому что если дело попадет в суд, решить вопрос можно, но значительно сложнее. Самое оптимальное - решить вопрос на месте. Разумеется, речь не может идти ни о каких коррупционных действиях. Это не законно и может только навредить.

Согласно подпункту 2) пункта 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ: 1. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события административного правонарушения; 

2) отсутствие состава административного правонарушения.

Мы должны помочь сотруднику полиции определить "на глазок" (а он будет делать это именно так в любом случае, так как специальными знаниями как правило не обладает), что то, что он видит перед собой - не содержит события административного правонарушения.

Полицейский (равно как и любой служащий) действует в рамках алгоритма и своеобразного ритуала, где он "охотник", все остальные - "потенциальные правонарушители". Первое действие по идентификации потенциального правонарушителя, которое делает полицейский - это хорошо известная "предъявите ваши документы" и "а что это вы тут делаете?" (упрощаю до смысла).

Взывать к знанию закона (тем более закона о свободе совести) и Конституции сотрудником полиции не стоит.Во первых, потому что он его обычно не знает, а Конституция для него не имеет прямого действия (в отличии например от полиции в США, для которого Конституция практически сакрализирована).

Ответить ему нужно твердо, желательно со ссылкой на закон. Вот примерный текст мантры, которую нужно заучить для озвучивания полицейскому:

Я, и мои друзья , мы - верующие евреи. Мы в традиционной одежде (как например русская рубаха, мексиканское самбреро, цыганская юбка и индийский тюрбан), не для того, чтобы привлекать чье-то внимание, просто мы по другому не можем. Вера такая... В это время года у нас праздник суккот и каждый еврей должен ходить вот с такими растениями и молиться. Молиться так могут только евреи. Иудаизм не подразумевает миссионерской деятельности и то, что мы делаем сейчас есть реализация нами положений статьи 28 Конституции и п.1 статьи 3 Федерального закона N 125 "О свободе совести и о религиозных объединениях".

При этом, полицейскому нужно обязательно что-то дать в руки, чтобы рефлекторно он понимал, что как "охотник" он что-то взял и как минимум в ситуации разобрался.

Это что-то, что попадет в руки полицейского, должно быть:

1) Краткая информация о том, что такое иудаизм, суккот, мицва о четырех видах, а также не миссионерском характере религии (что распространено только на евреев). Текст я могу помочь отредактировать.

2) Справка, что такой-то (потрясавший) является "священнослужителем". Да-да, не удивляйтесь. Согласно п.2 статьи 24.2 ФЗ-125, миссионерскую деятельность от имени религиозной организации вправе осуществлять руководитель религиозной организации, член ее коллегиального органа и (или) священнослужитель религиозной организации. Иные граждане и юридические лица вправе осуществлять миссионерскую деятельность от имени религиозной организации при наличии у них документа, выданного руководящим органом религиозной организации и подтверждающего полномочие на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации. В данном документе должны быть указаны реквизиты документа, подтверждающего факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц и выданного федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом.

"Священнослужитель", таким образом, может осуществлять любые действий, в том числе миссионерскую деятельность где угодно при наличии в кармане справки. Законодатель забыл при этом дать определение кто такой "священнослужитель". То есть, для российского законодателя не существует ни коэна, ни раввина. Для него духовные лидеры представители всех конфессий - это "священнослужители". Особенно смешно это в случае с буддистами и евреями, но когда вопрос стоит о серьезных санкциях, дело не до смеху. Лучше выполнить формальные, пусть и нелепые, требования законодателя.

Можно получить удостоверение уполномоченного, но уполномоченный согласно закону выполняет точно миссионерскую деятельность, а вот "священнослужитель" может делать что угодно.

3) Однако, наличие справки само по себе не спасет положения. Согласно п.3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ санкция грозит за осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования.

Пункту 8 Статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»: Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.

Согласно пункту 3 статьи 17 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»: Литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые религиозной организацией, а также распространяемые в рамках осуществления от ее имени миссионерской деятельности, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации.

Формально, при остановке группы для совершения мицвы , необходимо чтобы на ком-то висела, или кто-то держал в руках, чтобы это было видно окружающим табличку (можно лист А4 формата) примерно следующего содержания:

В соответствии с п. 8 Статьи 8, п.3 статьи 17, п.1 статьи 24.1. , ст. 24.2 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» доводится до сведения всех заинтересованных лиц, что в настоящее время ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ религиозной организации (полное наименование как в свидетельстве о регистрации). Почтовый индекс, юридический адрес. Фактический адрес. ОГРН, ИНН, тел. Email .Свидетельство о регистрации некоммерческой организации: Религиозная организация (полное наименование как в свидетельстве о регистрации ). Решение о государственной регистрации некоммерческой организации при создании принято "ХХ" ХХХХ 2017 г (наименование уполномоченного органа, принявшего решение о государственной регистрации. Например, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации но ТАКОЙ-ТО области). Запись о некоммерческой организации внесена в ЕГРЮЛ «ХХХ» ХХХХ 2017 г за основным государственным регистрационным номером: 0000000000000 (должно быть 13 чисел). Учетный номер свидетельства о регистрации 0000000000 (запись внизу свидетельства, должно быть 10 чисел), дата выдачи (свидетельства о регистрации) «ХХХ» ХХХХ 2017 г

4)Другой путь - это действовать от религиозной группы (в нашем случае например какого-то устойчивого миньяна, хотя формально группой может быть муж с женой, или пара друзья, которые будут членами группы, а остальные ее последователи), которую можно "зарегистрировать" в уведомительном порядке в течении одного дня. Она субъектом права религиозная группа не является и штрафу , в случае негативного развития событий, может быть подвергнуто лишь физическое лицо.

В случае с религиозной группой порядок такой-же:

Можно выписать удостоверение "священнослужителя" или уполномоченного от группы. Потребуется также вывеска. Вот примерно ее содержимое:

В соответствии с п. 8 Статьи 8, п.3 статьи 17, п.1 статьи 24.1. , ст. 24.2
Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» доводится до сведения всех заинтересованных лиц, что в настоящее время ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Религиозной группой «НАИМЕНОВАНИЕ при наличии» (в случае отсутствия ФИО участников) Адрес: 125363, МОСКВА, Кремль 1 Уведомление о создании и начале действия религиозной группы Министерства юстиции Российской Федерации (орган Минюста) от «30»мая 2017 г Информационное письмо Министерства юстиции Российской Федерации (орган Минюста) о регистрации уведомления за № ХХХХХХХХ от «30» июня 2017 г.

НАЛИЧИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ:

Согласно п.5 статьи 5 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях": Религиозные объединения вправе осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Согласно п.1 статьи 6 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" одной из форм деятельности религиозного объединения является обучение религии и религиозное воспитание.

Согласно п.1. статьи 54 Семейного кодекса РФ, ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Согласно п.2. статьи 65 Семейного кодекса РФ, все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.

Таким образом, решающим в данном вопросе будет волеизъявление родителей (законных представителей несовершеннолетнего, участвующего в обряде). И в случае задержания (не дай Б-г), родителям (законным представителям) придется лично явиться в полицейский участок для получения своих чад. Чтобы избежать этого необходимо иметь на руках следующие документы:

1) Удостоверение личности ребенка (паспорт, свидетельство о рождении).

2) Согласие родителя (достаточно одного), или законного представителя на участие несовершеннолетнего в обрядах, церемониях и богослужениях, выполненное в форме Заявления на имя руководителя религиозного объединения.

3) Разрешение на сопровождение ребенка другому взрослому (особенно, если выезд осуществляется в другой город).

При наличии всех вышеперечисленных условий, которые на самом деле, выглядят достаточно объемными, но на самом деле при осуществлении их один раз, будут эффективным способом защиты от обвинений в противоправных действиях.

Конечно, в тот самый момент вы можете все забыть и оказаться не готовыми. Поэтому, следует помнить правило, что в таком случае как раз и понадобится адвокат. А самый лучший адвокат, это тот, кто понимает свое дело и чья визитка и номер телефона оказались у вас в кармане.

Иногда достаточно сделать телефонный звонок и передать трубку полицейскому, с которыми я проведу определенную беседу, чтобы инцидент был исчерпан.

Для еврейских организаций все консультации и помощь по телефону и e-mail осуществляется мною (бли недер) БЕСПЛАТНО.

Написавшим мне по адресу указанному ниже, вышлю (бли недер) подборку материалов по теме с практическими рекомендациями.

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Образец ответа на "требование" прокуратуры и Закон Яровой: что записать в протокол об административном правонарушении