Благодать vs дела. Получение откровения о благодати - дело Бога или человека?

Когда Джон Ньютон, работорговец и отъявленный грешник, пришел к Богу, которого так долго отвергал, он по-настоящему познал силу Его прощения и величие Его благодати. 

Сегодня его гимн «О, благодать спасен тобой» поют миллионы, но самое главное, случившееся в жизни Ньютона, было не авторство гимна, им написанного, а изменения, которые произошли в нем. Жизнь и дела Джона Ньютона стали другими.

Согласно Библии, человек оправдывается по благодати Божьей, и дальше ею он живет, действует и служит. При этом, существует человеческая часть: мы принимаем благодать, и это отражается в делах, которые свидетельствуют об искренности нашей веры. 

Такое вот взаимодействие Божьей всемогущей и нашей ограниченной воли.

Об этом писал Павел, указывая одновременно на спасение не от дел и одновременно говоря о призвании к делам: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2:8-10).

В последнее время , иногда с улыбкой , а иногда с печалью, вижу заметки христиан, сторонников учения о "гиперблагодати", несколько искажающей классический евангельский взгляд на благодать Божью.

Суть обольщения проста, она напоминает нам древнюю ересь гностицизма: не важно, что ты делаешь, важно, что ты знаешь. В данном случае речь идёт о важности знания, что Бог дал настолько преизбыточную благодать, что дела человека, не только прошлые, но и будущие, не имеют сегодня никакого значения. Словом, верь в благодать , и этого достаточно! Каяться в грехах, просить прощение, понимать неправоту за содеянные проступки - все это не для христиан. Если же вы ещё руководствуетесь совестью, то явно вы не познали благодать ! Ибо познавшие совести не имут.

Описал это учение упрощенно, но идея именно такова. 

Не буду перечислять трюки, как продвигается это учение - может как-то в другой раз. Но обращу внимание на интереснейшую мысль, которая недавно была озвучена одним из последователей такого учения.«Человек не получивший откровение о Божьей Благодати и Даре Праведности не является верующим (потомком Авраама)…».

Тезис верный, хотя и несколько спорный, в частности если применяется исключительно к тем, кто получил «правильное» откровение о «правильной» благодати…

Так вот, эти мысли подтолкнули меня к вопросу, на который необходимо бы ответить всем «радикалам-благодати» столь жестко противопоставляющим дела и благодать: обретение откровения о благодати - дело Божие или человеческое? 

Если это исключительно Божье дело, то не стоит винить не получивших это откровение. Более того, не переживайте, если кто-то вообще его не услышал. Поскольку это дело Господа, то Он и спасет по благодати даже благодать не уразумевших. 

Если же это дело человеческое, то возникает изрядная путаница - откровение о том, что дела человека излишни, к нашему всеобщему изумлению, строится на … человеческом деле - принятии того самого откровения о благодати. Одно дело отметает все другие? А как же благодать?

Эта путаница не исчезнет, если противопоставлять благодать Господа и человеческий ответ на нее, утверждая лозунг «Или дела, или благодать».

А не лучше ли не сталкивать лбами дела и благодать, а действовать по благодати Божьей, и понимать значимость одного и другого? Тогда будет понятнее написанное: «Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати, да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом» (2 Фес.2:16-17)  

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Развод "по-христиански" и Церковь и война