Представления разных народов о Конце Света и о том, будет ли что-то потом

Человечество всегда интересовало неизведанное. Почти у каждого народа есть миф о конце Света. Мы собрали 10 мифов разных племен и народов мира о том, как они представляют себе Конец Света и будет ли что-то потом. 

* * 1 * *

В верованиях племени кай (Новая Гвинея)Творец Маленгфунг, сотворив мир и человека в нем, удалился на край света, за горизонт, и погрузился в сон. Каждый раз, когда он поворачивается во сне, земля содрогается, но когда-нибудь он поднимется с ложа и разрушит небо, которое обрушится на землю и уничтожит все живое. 

На одном из Каролинских островов, а именно, о. Намолут, засвидетельствовано предание, что творец однажды уничтожит человечество за грехи. Но боги будут продолжать жить, и это предполагает возможность нового сотворения.

На другом из Каролинских островов, а именно, на о. Аурепик, за катастрофу несет ответственность сын творца. Когда он заметит, что хозяин острова не занимается больше своими подданными, он затопит остров, вызвав циклон. Здесь еще неясно, идет ли речь о решающем конце: ведь идея наказания грешников предполагает, как правило, последующее сотворение нового человечества.

* * 2 * *

Согласно верованиям племени негритана Малакском полуострове, однажды Карей уничтожит мир, так как люди не уважают его предписаний. Поэтому во время грозы туземцы пытаются предотвратить катастрофу, принося кровавые искупительные жертвы. Катастрофа будет всеобщей, одинаковой для праведников и для грешников, и, по-видимому, за ней не последует новое творение. Поэтому туземцы негрита называют Карей «плохим», а представители племени плесакай видят в нем врага, который «украл у них рай».

* * 3 * *

Племя гуарани, живущее в провинции Мато Гроссо (Бразилия), зная, что Земля будет разрушена огнем и водой, они отправились на поиски «Праведной страны», представляющей собой нечто вроде земного рая, расположенного за океаном. Эти долгие путешествия, вдохновителями и руководителями которых были шаманы, начались в XIX веке и продолжались до 1912 года. У некоторых племен есть поверье, что за катастрофой последует обновление мира и воскрешение мертвых. Другие племена ожидали и желали полного конца мира. Курт Нимуендай писал в 1912 году: «Не только племя гуарани, но и вся природа состарилась и устала жить. Не раз шаманы, увидав во сне Нандерувуву, слышали, как земля возносила молитвы: "Я поглотила слишком много трупов, я пресыщена и утомлена. Отец, положи конец этому". В свою очередь и вода также умоляла Создателя оставить ее в покое, равно как и деревья... и вся природа».

* * 4 * *

Образ конца мира, как и его начала, в мифологии хантов и манси (коренные малочисленные угорские народы, проживающие на севере Западной Сибири) связан с
огненной водой. За семь лет до конца мира все кули (духи болезней) и менквы
направятся в подземное царство, пожирая по дороге людей. Во время огненного
потопа спасутся те, кто подготовит плоты из семи слоёв древесины: шесть слоёв
сгорят, и останется лишь седьмой. Плывущих на плотах без укрытия будут пожирать
огромные комары. Спасшиеся люди проживут ещё столько же, сколько жили до потопа,
а затем превратятся в водяных жучков и, наконец, станут прахом, что и будет
полным окончанием мира.

С ритуалом зажженного плота перекликаются угорские предания о потопе,
называемом емын-ик — «священная вода». В одной из легенд повествуется: «За семь
лет до прихода емын-ик шаманы сказали, чтобы все люди готовили
лабт-лаур-полет-пор (семислойные плоты), укрытые сверху лабт-кары-сох-хажап
(семислойным стерляжьим пологом). Когда пришел потоп, семи дней бушевала горячая
вода. Каждый день отрывался один слой бревен от плота и срывался один слой
стерляжь — его полога. Кто такого плота не сделал, погиб». В другом предании
описываются не плоты, а несущиеся по воде земляные острова – емын-му-в-лопсыт
(священной земли куски). Спасшиеся на них люди становятся друг другу
родственниками.

В третьем мифе дерево патан-нак-ики (обрубленная лиственница-старик)
становится центром «земли плотов» (ма-пор-авыт), где находят спасение люди.
Священной лиственнице со «срезанной» (разветвленной) вершиной в жертву
приносятся женские платки.

* * 5 * *

Большинство мифов американских индейцев о конце света предполагают или циклическую теорию (как у ацтеков), или поверье, что за катастрофой последует новое творение, или, наконец, (как в некоторых районах Северной Америки) поверье о всеобщем возрождении без катастрофы. (В этом случае погибнут только грешники). По верованиям ацтеков, мир разрушался уже три или четыре раза, и в будущем ожидается четвертое (или пятое) разрушение. Каждый из этих миров управляется Солнцем, падение или исчезновение которого и знаменует конец.

* * 6 * *

Некоторые мифы Северной и Южной Америки рассказывают о супружеской паре, которая даст начало народу, населяющему новый мир. Так, племя чоктау верит, что мир будет разрушен огнем, но души вернутся, кости обрастут плотью, и воскресшие люди вновь окажутся в местах своего бывшего обитания. Можно встретить подобный миф у эскимосов: люди воскреснут, обретя жизнь от своих костей (верование, характерное для охотничьих племен). 

* * 7 * *

Вера, что катастрофа есть неизбежное следствие «старости» и разложения мира, по-видимому, достаточно распространена. Согласно верованиям племени чироки, «когда мир состарится окончательно, люди умрут, веревки разорвутся, и земля погрузится в Океан» (земля представляется им огромным островом, подвешенным к небесному своду четырьмя веревками).

* * 8 * *

В мифе племени майду Творец Земли уверяет чету, которую он создал, что «когда этот мир износится, я пересоздам его целиком, и когда я его переделаю, вы обретете новое рождение». 

* * 9 * *

Учение индусов о «поколениях» — вечное творение, упадок, уничтожение и возрождение Вселенной — напоминает в какой-то мере первобытную концепцию ежегодного обновления мира, но с важными различиями. По теории индусов, человек не играет никакой роли в периодическом возрождении мира; по сути, человек не желает этого вечного возрождения, он стремится не участвовать в этом космическом цикле. Более того, сами боги, по-видимому, не являются истинными творцами, они скорее инструмент, с помощью которого осуществляется космический процесс. Для индусов, собственно, окончательного конца мира не существует, существуют только более или менее длительные интервалы между уничтожением одной вселенной и появлением другой. Конец имеет только сама человеческая жизнь; человек может остановить это движение, куда он оказывается слепо вовлеченным.

* * 10 * *

В Греции мы обнаруживаем два разных, но передающих одну идею мифологических предания:

1) теория мировых эпох, включающая миф о «совершенстве первоначальных времен»;

2) учение о циклах.

Гесиод первым описывает последовательную деградацию человечества в течение пяти эпох («Труды»,109-201). Первая эпоха. Золотой век, — при титане Кроносе — была своего рода раем, люди жили долго никогда не старели, и их существование казалось подобным существованию богов. Теория циклов возникает при Гераклите, который имел огромное влияние на учение стоиков о Вечном возвращении. Уже у Эмпедокла наблюдается связь этих двух мифологических тем: мировые эпохи и непрерывный цикл, возрождений и разрушений.  Стоики восприняли от Гераклита идею уничтожения мира огнем (ekpyrosis) и Платон в «Тимее», в качестве альтернативы приводит уничтожение мира потопом. Эти две катастрофы как бы ритмически делили весь год. Согласно потерянному тексту Аристотеля (Protept), обе катастрофы произошли во время двух солнцестояний, испепеление огнем — при летнем солнцестоянии, а потоп — при зимнем солнцестоянии.

* * *

Нам не дано знать, когда наступит конец. В Библии мы можем прочитать о предвестниках последнего времени, но знать точный срок не может никто. Гадать о том, как и когда это произойдет не столь важно, сколько как христианам быть к этому готовыми. 

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку 12 фильмов 2016 года, которые вы могли пропустить и Личное колдовство и духовная манипуляция: как распознать и не попасться

InVictory Темы