Как реагировать, когда нападают на нашу веру, церковь или Самого Христа?

С клеветой и оскорблениями бывает сложно справиться, когда они звучат в нашу личную сторону, а что делать, если нападки идут на нашу веру, церковь или даже Самого Христа? Мы собрали мнения. 

Оскорбление нашей веры – это испытание нас в уповании

Виктор Карпенко, пастор церкви «Скиния Бога с людьми», Киев, Украина: 

Первое, это когда я сталкиваюсь с оскорблениями своей веры. Я думаю, что в такие моменты мы проходим испытание на прочность своего основания. Проверка, на чем ты строишь и эта проверка тоже полезна нам. Это работает как экзамен нашего упования. Христа постоянно оскорбляли, хотели побить камнями и убить - Он знал, Кто Он есть и ни одно оскорбление не могло поколебать Его достоинство. 

Павел в конце своей жизни писал Тимофею, что веру он сохранил. Это говорит о том, что он постоянно сталкивался с оскорблениями и испытывал давление. Павел выстоял, веру сохранил, несмотря на всякую клевету. 

Оскорбление нашей веры – это испытание нас в уповании

Второе, это когда мы сталкиваемся с клеветой на нашу церковь. Клевета и оскорбление церкви классифицируется как война, против плана Божьего, спасения во Христе, через поместную общину. Авторитет поместной общины – важный пункт на пути спасения. Человек, возрождённый силой Евангелия, должен иметь место возрастания как новорожденный ребенок и это церковь. Поэтому поношение на церковь – это разрушение дома для Божьих детей. Все, что касается клеветы на церковь, мы должны обличать и становиться на защиту своего Дома. Церковь – это место твоих личных взаимоотношений с Богом и с братьями и сестрами, это место твоих чудес, это место где ты возрастаешь духовно, и твоя жизнь меняется. Наше личное свидетельство может разрушить любую клевету! 

Третье, это когда оскорбляют нашего Господа Иисуса Христа. В нашей семье был случай, когда отец умирающего мальчика поносил Христа. Он говорил страшные слова в адрес Бога и то, что он не хочет знать Бога, который не хочет спасти его сына. И то, что он отдал свою душу сатане. Каково же было его замешательство, когда он услышал, что Бог, от которого он отказался, является его Отцом и Творцом всего живущего. И даже если он по собственной воле отдает свою душу врагу, Отец все равно остается Отцом. И Он хочет защитить своих детей в здравом уме они или нет. Мальчик был исцелен не сразу. Отец, поносящий Бога, сам пребывал в терзаниях от болезни сына. Эта история показывает, что люди могут отказаться от Бога и даже поносить Его имя, но не могут изменить факта отцовства Бога и Его любви, выраженной на кресте. Мальчик был исцелен чудесным образом, и отец его уверовал. Но не в каждом случаи поношения имени Божьего, мы будем видеть хеппи-энд. Но каждый раз – это хорошая возможность проявиться силе Евангелие.

Клеветник наивно думает, что проклятие сатаны его обойдет стороной

Андреас Патц, пастор церкви, блогер, основатель и редактор «Международной христианской газеты», (Идар-Оберштайн, Германия):

Библия не случайно называет клеветников человекохищниками. Более того, она ставит этот грех в один ряд с такой мерзостью, как скотоложство! (1 Тим. 1:10).

Почему? Что общего у клеветы и совокупления с животным? Дело в том, что в обоих случаях человек перешагивает в себе самом некую грань. Рубеж. Ведь он же знает, ЧТО он делает, вначале обязательно срабатывает естественный предохранитель, заложенный Богом. Совесть говорит клеветнику: «то, что ты планируешь сделать – это мерзость».

Но если человек не останавливается, то происходит акт насилия над его совестью. По ощущениям этот акт, вероятно, сравним с тем, что переживает человек при первом случае скотоложства. Не думаю, что параллель именно с этим грехом в Библии проводится случайно.

Сначала клеветника тревожит неприятное чувство от осознания того, что он совершил мерзость, будто вступил нечаянно в (простите) дерьмо, но потом начинается привыкание к этой среде (а речь идет именно о среде обитания души, к которой нужно привыкнуть), клеветник погружается в эту среду все глубже. Ощущение дискомфорта постепенно проходит, а ему на смену приходят драйв и адреналин. Про такого говорят: «Для него нет ничего святого». Всё святое он растоптал сначала в себе самом, а затем уже с убийственным спокойствием топчет это в другом. И в этом живет!

Дальше – больше...

Клеветники живут в обществе, «чтобы проливать кровь ... производить гнусность» (Иез. 22:9). Снова Библия, а куда же без неё?! Вы слышите? Они её (гнусность) ПРО-ИЗ-ВО-ДЯТ! Точнее не скажешь. Другими словами, если на первых порах человеку нужна еще какая-то зацепка, видимость правды, чтобы на ее основе построить клевету (как в очереди – замечание), то матерый клеветник действует что называется «по беспределу»: чем нелепее и неправдоподобнее ложь, тем охотнее в нее поверят (опять же, верит определенный контингент «слушателей» – клиентура клеветника). Эта «фабрика» не знает ни праздников, ни выходных. Тем более что тормоза полностью отпущены, никаких принципов. Вернее принцип один: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»! Самая большая проблема – выбрать цель. А там уже все привычно, по накатанной...

Клевета всегда основана на зависти!

Отец клеветы – диавол. Именно он назван в Библии «клеветником, клевещущим пред Богом день и ночь» (Откр. 12:10).

Он позавидовал первый, решил стать таким же, как Бог. Он же и Еве пообещал, что они с Адамом будут «как боги». Так чьи же дети, клеветники? Бесспорно – дети сатаны. Возможно, в азарте клеветник об этом не задумывается. А стоило бы... Ведь по наследству к нему приходит и проклятие, которое несет на себе сатана. Клевеща на ближнего, человек навлекает на себя проклятие. В чем оно выразится? Где «выстрелит»? Вопросы риторические.

Хотя клеветник наивно думает, что проклятие сатаны его обойдет стороной. На это есть очень серьезное предостережение. «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7).
 

Есть два самых очевидных способа реагировать

Павел Левушкан, пастор Латвийской Евангелическо-лютеранской Церкви, настоятель русской лютеранской общины Богоявления в Риге (Латвия): 

Когда мы сталкиваемся с подобной ситуацией, то существует два самых очевидных способа реагировать. 

Первый - естественный: возмутиться, ругаться, скандалить, доказывать неправоту собеседника. 

Второй - христианский: прощать обидчикам, подставлять левую щеку, молиться за гонителей. 

Мне представляется второй путь ближе, пусть с некоторыми оговорками: мы должны свидетельствовать об истине, но не стоит ради этого опускаться на один уровень дискурса с клеветниками или врагами церкви и Христа. 

Русский философ Григорий Померанц писал однажды: «Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за святое правое дело. Все превращается в прах – и люди, и системы. Но вечен дух ненависти в борьбе за правое дело. И благодаря ему, зло на Земле не имеет конца. С тех пор, как я это понял, считаю, что стиль полемики важнее предмета полемики».

Несколько советов, как отреагировать, если вас оклеветали.

Гавин Ортлунд, исследователь в Евангелической Богословской Школе Троицы, (Дирфилд, Иллинойс, США):

Клевета – серьезный грех. Как и ее родственники слухи, клевета разрушительна по своей природе. Это «засада для пролития крови» (Пр. 12:6), она «губит ближнего своего» (Пр. 11:9), и «разлучает друзей» (Пр. 16:28). И слухи, и клевета содержат разрушительные по силе слова, но в клевете еще и заложен элемент лжи.

Слухи распространяют огонь, а клевета зажигает его.

Стать объектом клеветы крайне болезненно, а пасторы и лидеры служений, увы, слишком легкая мишень. Именно из-за серьёзности греха клеветы нам нужно научиться защищать свое сердце, когда такое случается с нами. Самый легкий путь встать на тропу греха – это согрешить, когда согрешили против нас.

Вот несколько советов, как отреагировать, если вас оклеветали.

1. Ваша репутация в руках Бога.

Иногда нужно защищать свою репутацию перед теми, кто оклеветал вас, особенно, если вы руководитель, и клевета наносит урон вашему служению. Но, по моим наблюдениями, зачастую лучше промолчать, довериться Богу и позволить истине стать вашим адвокатом. Как говорит мой отец: «Когда (не «если», а именно когда) от незаслуженных ранений пострадала ваша репутация, ваша тихая честность со временем скажет все, что нужно сказать».

Даже если вам нужно обороняться, выдержите паузу. Не паникуйте. Не взрывайтесь. Не поддавайтесь страху. Защищать свое служение нужно (1 Фес. 2, 2 Кор. 10-13), но следует быть осторожным, чтобы не переусердствовать в защите себя самого.

2. Дайте «мягкий отпор» клеветнику, обличите его (не по электронной почте).

По моим наблюдениям, многие люди легко оказываются клеветниками, даже не подозревая об этом. Поэтому, наибольшим проявлением любви ко всем вовлеченным сторонам, включая клеветника, может быть «мягкое обличение», сказанное в любви. Разговор этот должен случиться при личной встрече, не по телефону, СМС, в фейсбуке или электронной почте. В определенных ситуациях уместно взять с собой на разговор какого-нибудь друга или знакомого, которому обе стороны конфликта доверяют, хотя для начала все же лучше разговор с глазу на глаз. Если пригласить на встречу кого-нибудь еще, это может привести к еще большей эскалации ситуации.

Крайне важно приступать «в духе кротости» (Гал. 6:1), не заставляя человека защищаться от ваших обвинений или обвинительного тона. Это можно сделать двумя способами:

Начните с вопросов. Таким образом вы сможете собрать факты до того, как сделаете какие-нибудь выводы. Вопросы способствуют снижению конфронтации. Но не стесняйтесь называть грех грехом, а клевету – клеветой.

Скажите, какую боль причиняет вам клевета. Об этом легко забыть, когда речь идет об общении с человеком, который причинил нам боль. Но слова о том, что «мне было грустно/больно, когда…» вместо «ты согрешил против меня», имеют более реальный шанс «приобрести вашего брата» (Мф. 18:15), а это наиглавнейшая цель. Удивительно, но из-за того, что некоторые клевещут, даже не осознавая этого, они очень сильно удивляются, когда слышат о причиненной ими боли. Поэтому начало разговора с чувств, а не обвинений, может поспособствовать решению ситуации и увеличивает вероятность мирного исхода.

Обличать человека всегда страшно и странно. Но делать это нужно. Если вы не обличаете человека, вы не любите его должным образом и не «побеждаете зло добром» (Рим. 12:21).

3. Проповедуйте Евангелие себе самому.

Когда против вас согрешили, есть опасность заразиться жалостью к себе, почувствовать себя жертвой, а это не то, что Евангелие должно производить в нашем сердце. Да, быть оклеветанным больно, но Евангелие может снизить наше стремление защищаться и утешить боль, если мы не забываем, что «вне благодати Божьей я гораздо хуже, чем любая клевета в мой адрес».  Снова слова Сперджина помогают понять: «Если кто-то думает о вас плохо, не злитесь на него. Ведь вы даже хуже, чем он мог себе представить».

Но мы не проповедуем Евангелие себе, если, как рассказал Тим Келлер не в одной своей проповеди, не говорим: «Во Христе я не только намного грешнее, чем я опасался, но и намного более любим, чем я мог надеяться». Нам следует помнить, что Бог относится к нам, как к собственным детям, что каждый волос на наших головах посчитан, что Иисус сейчас, в этот самый момент ходатайствует за нас. Пребывая в Его неизменной любви, мы можем пережить боль и взыскать восстановления Христовой репутации, а не нашей собственной (еще одна тема, которую можно рассмотреть, когда ищете правильные способы реакции на клевету в ваш адрес).

Не поддавайтесь на провокации

Сергей Головин, президент Христианского Научно-апологетического Центра, президент международного просветительского общества «Человек и христианское мировоззрение»  (Киев, Украина):

Мир полон критиков. Умных, рослых, красивых, речистых и т.п. Потому очень часто именно в те моменты, когда нам более всего нужны поддержка и ободрение, мы снова и снова оказываемся между молотом и наковальней – между проблемой перед нами и критиками у нас за спиной. Но всякий раз, какая бы критика не высказывалась против нас, у нас есть, как минимум, два повода не обижаться.

Во-первых, мы сами – такие же точно критики, и каждому из нас надо еще учиться и учиться высказывать не всякое критическое суждение, пришедшее нам в голову. Ситуация впоследствии изменится или прояснится, а вылетевшее слово уже не вернешь.

Во-вторых, нужно признать: никто из нас не Давид. Почти любая критика, сказанная в наш адрес, отчасти – правда, в большей или меньшей степени. И, к сожалению, чаще – в большей, чем в меньшей. Всякий раз, когда меня винят в недостатке честности, бескорыстия, чистоты, любви, самая первая моя реакция – возмущение. Но, взирая на славу Христову, я как в зеркале вижу свое отражение того, во что нам всем надлежит преобразиться (2 Коринфянам 3:18), и сравнивая с собой таким, каков я есть, думаю: как хорошо, что критик этот только так обо мне подумал – было б куда хуже, если бы он знал всю правду обо мне.

Так что же делать, если мы оказались под прицелом чьей-либо критики?

Первым делом, не поддавайтесь на провокации. Избегайте скандала. Не ввязывайтесь в пререкания, пытаясь доказать собственную правоту. Ведь мы-то знаем, и тем более Господь знает, каковы мы на самом деле. Давид сказал: «Что же я сделал? не слова ли это? И отворотился от него к другому» (1 Царств 17:29). Вот и вы – уклоняйтесь от ссоры, отойдите в сторону.

Далее, не уподобляйтесь своим критикам. Следите за речью. Помните, что сказал Соломон: «смерть и жизнь – во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его» (Притчи 18:22). Писание предупреждает весьма серьезно: «Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иакова 3:4-6).

Кроме того, помните, что наше предназначение не исправить ближнего, а прославить Бога. «Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого – пятно себе. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание» (Притчи 9:7-9).

Доверьтесь Богу. Даже когда перед вами Голиаф, а за спиной – Елиав, Бог – повсюду! «Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою»(Псалтирь 138:8). Все помнят Давида, автора этих слов. Но спросите кого-либо навскидку, как звали его старшего брата Давида? Многие ли вспомнят имя Елиав? "Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его. А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира» (Псалтирь 36: 10-11).

Наконец, помните, кто мы с вами во Христе. Христос, умерев за нас, взошел на небеса и воссел одесную Бога, послав нам Духа Святого. И теперь мы, Его Тело, несем сыновнее служение Отцу силой Святого Духа. Поэтому в нас «должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца»(Филиппийцам 2:5-11).

Это и есть то, ради чего мы с вами живем.

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку 12 фильмов 2016 года, которые вы могли пропустить и Личное колдовство и духовная манипуляция: как распознать и не попасться

InVictory Темы