Демоны психологии

Психология это по сути новая религия современного мира, люди служащие интересам тех, кто поклоняется себе, человеку, ставит себя в центр мира и бытия. Психологи, это новые гуру, священники и пророки.

В чем отличие между христианским душепопечением и психотерапией? Приемлемо ли использование психотерапевтических приемов для служения людям в Церкви? Если приемлемо, то насколько, в какой мере и ко всем ли?

Чтобы получить ответ на этот вопрос, стоит посмотреть базовые предпосылки. Они невероятно важны. Хотя многие сегодня больше нацелены на сиюминутный, пусть временный, но успех или облегчение. Мы смотрим на то, что укрощает боль, и не думаем о том, что это всего лишь притупление симптомов.

Итак, основная предпосылка душепопечения в том, что человек согрешил. Психотерапия утверждает, что человек болен. Я уверен, что каждый христианин понимает разницу между грехом и болезнью, и нет нужды много писать об этом. Скажу лишь только, что болезнь требует лечения, а грех - покаяния. 

Еще одна важная предпосылка душепопечения в том, что человек должен осознать и принять персональную ответственность как за свои действия, так и за их последствия, а так же за восстановление разрушенного грехом. Психотерапия же предпринимает попытки погасить чувство вины, пытаясь переложить ответственность за действия и их последствия на других лиц или обстоятельства. Вспоминается фраза из «Бриллиантовой руки»: «Не виноватая я, он сам пришел»…

Психологи - это жрецы новой гуманистической религии мира

Психотерапевт ищет причины возникновения проблем в подсознательном или даже в бессознательном, ведя человека в глубины, о которых он до этого даже и не подозревал. Душепопечитель, напротив, ведет человека к осознанию простых причинно следственных связей, которые и привели к возникновению проблемы.

Психолог ставит своей целью приведение человека в состояние покоя и душевного комфорта, в то время как душепопечитель выводит человека из состояния успокоенности и побуждает к осознанной деятельности.

Психология ставит своей задачей улучшение самочувствия, в то время как душепопечение ведет к спасению и гармонии с Богом. Если психология заботится о земном, то душепопечение призвано фокусировать на вечном.

Исходя их этого, возникает один вопрос: не нужна ли нам, христианам, помощь в создании большего комфорта, ведь мы пока еще живем на земле? Несомненно, что живя на земле, мы подвержены земным проблемам и земному давлению. Мы переживаем стрессы и впадаем в депрессию. Но, если мы знаем, чем вызвано то или иное состояние, то не будет ли неверным использование методов, которые на такое знание не опираются? Ведь психология в большинстве своих теорий отвергает вечность души и существование Бога.

Психология основана на отсутствии Бога. Это - основная ее предпосылка. Кто-то спросит, а как же христианская психология? Мне кажется, что если в теоретический суп, рецепт которого основан на отсутствии Бога, добавить Его, то, как минимум, это будет неким уничижением Господа. Мы ведь знаем, что все, что не основано на Писании, является заблуждением. Добавив Бога в систему заблуждений, мы не сможем сделать ее истинной. Тем более, что христианские психологи Бога даже не пытаются привлечь, добавляя в теории заблуждения только лишь идею Бога.

Еще одна ошибка, допускаемая психологами, состоит в том, что уникальность души принижается в пользу универсальности. Однако Писание говорит об уникальности каждой души, что наводит на мысль о затруднительности выявления объективных универсальных законов.

Психология не ведет человека к покаянию и указывает на возможность и необходимость решения проблем собственными силами или при помощи других людей. Душепопечение призывает к покаянию, к необходимости  примирения с Богом, говоря о невозможности самостоятельного решения проблемы. Необходимость вмешательства Бога - основная предпосылка христианского душепопечения. Только Христос, отдавший Себя за грех мира, может очистить душу и исцелить ее.

Психология концентрирует человека на себе, порождая эгоцентризм, в то время как задача душепопечения состоит в децентрализации человека, осознанной борьбе с эгоизмом и, как итог, принятии жизни жертвенной, посвященной Богу и людям.

Я вижу разительные отличия между душепопечением и психотерапией. И это не просто некоторые незначительные отличия, а фундаментальные, глубинные противоречия, разрешение которых, на мой взгляд, невозможно.

Вы доверяете психологам?

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Амида, женщина-апостол и Маленькое послание моему возлюбленному в Господе сыну. Десятина