Верующие и власть. Что нужно делать, чтобы в обществе произошло подлинное преображение

Согласно указанию Иисуса (От Матфея 22:15-22) «кесарево» и «Божье» являются не противоположными категориями, а двумя разными измерениями жизни верующих - отдавать нужно и то, и другое. Поэтому ошибочно было бы делать вывод, что христиане не должны принимать участие в политической и общественной жизни своего народа. Насколько хороши бы ни были правительство и законодательство, максимум, на что они способны сами по себе – это противостоять проявлениям зла и поощрять к добру (Римлянам 13:4).

Сами по себе правительство и законодательство не в состоянии сделать добрыми ни людей, ни общество из них состоящее. Для того, чтобы в обществе произошло подлинное преображение, необходимо чтобы

1) сердца людей обратились от зла к добру,

2) умы людей подчинились Божьим принципам справедливости,

3) законы народа поощряли добро и карали зло.

А для этого верующие должны подвизаться

1) в благовестии,

2) в общественной деятельности,

3) в политической деятельности.

Только Господь может изменить сердца людей. Только пример жертвенного служения детей Божьих может заставить остальных задуматься об ответственности граждан как перед правителями, так и перед Богом. Только непосредственное влияние преображенных Духом Святым людей на законотворчество может заложить нравственное основание гражданского законодательства.

Библия изобилует примерами участия верующих в мирских правительствах, наиболее ярким из которых является Иосиф, ставший начальником в земле Египетской (Бытие 42:6). Писание утверждает, что «был Господь с Иосифом: он был успешен в делах» (Бытия 39:2). Вдали от дома и своего народа Иосиф, проданный в рабство собственными братьями, при любых обстоятельствах оставался верен Богу. В результате даже фараон, царь Египетский был вынужден признать: «так как Бог открыл тебе все сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты. Ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя. И сказал фараон Иосифу: вот, я поставляю тебя над всею землею Египетскою» (Бытие 41:39-41). Впоследствии, открывшись своим братьям, сам Иосиф засвидетельствует им: «не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской» (Бытие 45:8).

Спустя столетия, во времена вавилонского плена, «возвысил царь Даниила и дал ему много больших подарков, и поставил его над всею областью Вавилонскою и главным начальником над всеми мудрецами Вавилонскими. Но Даниил просил царя, и он поставил Седраха, Мисаха и Авденаго над делами страны Вавилонской, а Даниил остался при дворе царя» (Даниил 2:48,49). При этом Даниил с товарищами не только управлял страной, ее элитой и ее делами, но и имел возможность обличать царя Навуходоносора за грехи, призывать его к праведности: «да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой» (Даниил 4:24).

Бог владычествует над всеми народами, и Его народ среди них – свидетельство Его праведности. «Научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах» (Деяния 7:22). «Велик был Мардохей в доме у царя, и слава о нем ходила по всем областям, так как сей человек, Мардохей, поднимался выше и выше … был вторым по царе Артаксерксе» (Есфирь 9:4, 10:3). Также Неемия, прежде своего назначения наместником Иудеи, был знатным вельможей (виночерпием) при персидском дворе (Неемия 1:11). Доверие, которое он заслужил у царя Артаксерса, позволило ему получить не только власть над провинцией, но и разрешение на восстановление стен Иерусалима (Неемия 2:9).

Притча о мудрых и неразумных девах (От Матфея 25:1-12) учит, что мы должны быть готовы как к возвращению нашего Небесного Жениха в любой момент, так и к продолжительному ожиданию Его прихода. Пророк Иеремия взывает и к нам, гражданам Небесного Иерусалима, все еще живущим в земном Вавилоне:

«Заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир» (Иеремия 29:7).

И ничто не способствует благосостоянию города (общества) сильнее, чем политическая (от греч. «полис» – «город») активность детей Божьих.

Секрет благоденствия общества прост. Писание учит: «Праведность возвышает народ, а беззаконие – бесчестие народов» (Притчи 14:34). Почему же даже в гражданском обществе при власти так много беззаконников? Ответ прост: потому что дети Божьи манкируют своими гражданскими обязанностями! Вот и выходит все по библейской притче:

«Пошли некогда дерева помазать над собою царя и сказали маслине: царствуй над нами. Маслина сказала им: оставлю ли я тук мой, которым чествуют богов и людей и пойду ли скитаться по деревам? И сказали дерева смоковнице: иди ты, царствуй над нами. Смоковница сказала им: оставлю ли я сладость мою и хороший плод мой и пойду ли скитаться по деревам? И сказали дерева виноградной лозе: иди ты, царствуй над нами. Виноградная лоза сказала им: оставлю ли я сок мой, который веселит богов и человеков, и пойду ли скитаться по деревам? Наконец сказали все дерева терновнику: иди ты, царствуй над нами. Терновник сказал деревам: если вы по истине поставляете меня царем над собою, то идите, покойтесь под тенью моею; если же нет, то выйдет огонь из терновника и пожжет кедры Ливанские» (Судей 9:8-15).

Народы «покоятся в тени терновника», а то и вовсе поедаемы огнем, исходящим от него, потому что верующие слишком заняты другими делами, более на их взгляд важными. У них уже есть, чем заниматься. Но использовал ли Бог когда-либо людей праздных, наслаждающихся бездельем? Он призывал избранных своих, когда

- Моисей пас овец,

- Гедеон выколачивал пшеницу,

- Саул искал ослиц,

- Давид пас овец,

- Елисей пахал на двенадцати парах волов,

- Амос был одним из пастухов, 

- Четверо из апостолов рыбачили,

- Матфей собирал пошлины.

Леность и служение Богу несовместимы. Никто не должен брать на себя ответственность политика лишь потому, что не может заняться чем-либо иным. Не приносящий плода вне политики, и в политике будет бесплоден!

Яркими примерами политического влияния христиан, приведшего к восстановлению неотъемлемых прав и свобод народа и формированию гражданского общества, может служить деятельность английского парламентария Уильяма Уилберфорса (1759-1833), добившегося отмены работорговли (1807) и рабства как такового (1833) во всех частях британской империи; Мартина Лютера Кинга (1929-1968), лидера Движения за гражданские права чернокожих в США; Десмонда Мпило Туту (р.1931), активного борца с политикой апартеида в ЮАР (отменена в 1994) и многих других.

Когда Десмонда Туту упрекнули, что он, возглавляющий кафедру кейптаунского архиепископа, лезет не в свои дела и смешивает религию и политику, тот изумленно воскликнул: «Кто вознамерился утверждать, что религию нельзя смешивать с политикой? И на какую Библию, позвольте спросить, он опирается?»

(По материалам книги «Библия и политика. Основания гражданского общества».)

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин