Распад СССР. Как это отразилось на церкви и жизни верующих

Для всех верующих и церковных объединений распад Советского Союза был величайшим благом. Это было освобождение от абсурдного бесчеловечного режима, который безбожие провозглашал одним из своих высших достижений.

В 1980-е годы накал антирелигиозной борьбы уже стал спадать, все реже сажали верующих в тюрьмы, во многих регионах церкви развивались, несмотря на существующие запреты. Новые протестантские церкви и движения возникали в Эстонии, Украине, Белоруссии. Однако все еще помнили бессмысленную кровожадность сталинских репрессий, хрущевских гонений, брежневских разгонов молитвенных собраний, запретов проповеди, работы с молодежью и детьми и т.д. На излете советской эпохи многие верующие и их лидеры разочаровались в своей стране.

Надо признать, что постепенный распад СССР вдохновил членов протестантских церквей не только на создание новых церквей в России и других республиках, но и на эмиграцию. Верующие старых церквей знают, что в 1980-е и 1990-е годы эмиграция из России была, действительно, массовой. Часть лидеров и их детей продолжала уезжать или как-то обосновываться за рубежом (США, Израиль, Германия) и в 2000-е годы.

На фоне неверия в свою страну и ее будущее после распада СССР протестантизм все равно укрепился в России. Из всех религиозных движений, кроме православия, баптисты, пятидесятники, адвентисты в наибольшей степени воспользовались последствиями падения коммунистического режима. Это открытость границ, свобода слова, интерес к западному образу жизни и, конечно, интерес к религии, к вере, к настоящей богослужебной и молитвенной жизни.

Безусловно, в 1990-е годы взрывное развитие протестантизма стало стремлением быть причастными к западной культуре, в том числе поп-культуре, к нормальной цивилизованной честной жизни. Нынешний патриотизм в российских или украинских церквях, евангельское почвенничество, все равно основаны на демократических принципах.

Однако вызовы, порожденные распадом СССР, были и остаются намного более серьезными - строительство честной и свободной страны, общества, более или менее прозрачной и честной системы власти, церквей, которые не стыдятся заявлять о себе, не скрываются, не боятся каждый раз, что их обзовут сектантами, возмутятся глубокой религиозностью. Ни одна церковь с этими задачами не справилась. Потому что сама страна еще не справилась с ними.

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Особо опасные церкви. За что ликвидируют верующих в России и Скрытая угроза. Силовые структуры берут "рынок религиозных услуг" под свой контроль

Роман Лункин