9 качеств истинной мудрости. Размышляя над Писанием

Признаки истинной Божественной мудрости не в её глубине, истинности или учености, не в правильных вариантах и рецептах, а в её характере, духе, в сущности. Так же, как и человек не по словам познается, не по поступкам, а по тому, чем он руководствуется и чем наполнен. Итак, Иаков дает нам девять признаков истиной мудрости.

"Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна" (Иакова 3:17).

Первое качество или отличительный признак мудрости от Бога - это её надмирность. Иаков выражает это фразой "сходящая свыше" или "спускающаяся сверху". Другими словами, человек, обладающий мудростью от Бога, никогда не присвоит себе её лавры. Он уверен в том, что получил откровение, а не вычислил или нашел верный ответ, опираясь на собственный опыт или знание.

Второе качество мудрости - это чистота. Иаков пишет αγνή (гагнЭ) – чистая, непорочная, невинная. Он имеет в виду, что она не имеет никаких скрытых и нечистых мотивов. Нет у мудрости от Бога никакого второго или третьего смысла и двойного дна. Она чиста. Она ничем не опорочена: ни амбициями, ни личной заинтересованностью, ни стремлением к власти или авторитету, ни желанием заработать или что-то приобрести. Поэтому, прежде чем кому-то давать совет, подумай над своими мотивами и заинтересованностью. Если она есть и не основана на любви, то есть риск сказать что-то не от Бога. И вполне возможно, что говорить будет не Божья, а бесовская мудрость.

Третье качество мудрости от Бога - это мирность. Не просто миролюбие, не стремление к миру, а собственно мирность, т.е. природная сущностная склонность искать мира. Это говорит о том, что истинная мудрость всегда ищет мира или того, что послужит к миру. Она направлена на это. Она не видит иных вариантов. Если вариант приведет к какому-то конфликту, то мудрость изо всех сил старается его избегать. Хорошо подумай перед тем, как дать совет. Приведет ли он к миру или, напротив, будет способствовать войне или эскалации конфликта?

Четвёртое качество мудрости — скромность. Она не кричит, навязывая себя. Никогда ни с кем не конкурирует. Она должна быть найдена, а не представлена. Она не вступает в дебаты. Она не борется за признание, не ищет славы. Она скромна.

Пятое качество, наверное, самое непонятное и нелюбимое – послушание. Она не просто послушна, она ευπειθής, (эупэйтхЭс ) – покорна. Дело в том, что любой, живущий по собственной воле, просто противится Богу. В то время как мудрость – это отображение Божьего, поэтому она полностью Ему покорна. Она, подавая нам пример, подчинилась Богу. Мудрый человек не размышляет над откровением, а исполняет его. Я не против того, чтобы думать или искать воли Бога. Но, когда она явно и ясно выражена и понята, то остается только одно – исполнить её. Послушны ли мы откровению от Бога? Если нет, то в нас просто нет ни капли мудрости.

Мудрость от Бога невероятно недостижима.

Шестое качество Божественной мудрости - это милосердие. Немилостивая мудрость такой же нонсенс, как нелетающая птица. Милость и мудрость всегда вместе. Человек не может быть мудрым и немилостивым, равно как и не может быть милостивым и не мудрым. Эти две сестры всегда вместе. Знаю одно "мудрого" бишопа, который, блистая мудрыми советами и прекрасными проповедями, не может проявить милость к братьям. Откуда у него мудрость? Не из ада ли?

Седьмое качество Божьей мудрости – это плоды. Писание говорит нам, что "по плодам узнаете их". Если мудрость всего-навсего говорлива и не имеет вещественных подтверждений своих изречений, то это - банальное пустословие, ряженное в одежды весьма похожие на одежды мудрости. Только близорукий может перепутать. Но именно на них этот маскарад и рассчитан. Если ты не привел к Богу ни одной души, то, скорее всего, стоит помолчать о принципах евангелизма. Если ты не начал ни одной церкви, то не стоит учить о том, как их начинать. Если ты не помог ни одной семье, которая находилась бы в кризисе, то не стоит браться за семейное консультирование. Все это будет не от Божьей мудрости. Просто пустословие.

Восьмое качество мудрости — беспристрастие. Мудрость от Бога никогда не занимает ничьей позиции. Она одинаково заинтересована как в одной стороне, так и в другой. Однажды Бог меня спросил: как ты думаешь, почему Я не уничтожаю твоих врагов? Потому что Я их тоже люблю. Для моих врагов странно то, что Бог любит меня так же, как и их. Для меня это тоже странно. Ведь, любя меня, Он должен ненавидеть моих врагов, но это не так. Он нелицеприятен. Он любит всех одинаково. В любом споре Бог на стороне всех. Мудрость, которая от Него, тоже на стороне каждого. Она не выделяет никого и не предпочитает интересы одной стороны другой.

И девятое качество — она нелицемерна. Мудрость всегда честна и прямолинейна. Для истинной мудрости не существует никаких рангов и положений людей. Для мудрости есть только два вида людей: мудрые и глупые. Они одинаково любимы, но не одинаково послушны, и вторым нужно получше объяснить. Она ни перед кем не заискивает, и ни у кого не ищет одобрения. Она никого не боится и никому ничего не должна.

Проверь себя по этим девяти критериям, и возможно ты обнаружишь, что твоя мудрость несколько не дотягивает до стандартов Божественной.

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Амида, женщина-апостол и Маленькое послание моему возлюбленному в Господе сыну. Десятина